ВИТРАЖНАЯ РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ СВОИМИ РУКАМИ
Краткое содержание:
Витражная роспись по стеклу
Витражная роспись по стеклу – это техника, освоив которую, вы научитесь украшать любые стеклянные поверхности изысканными пестрыми узорами, которые так красиво играют на свету. Вы сможете создать красивый витражный рисунок на вазе, абажуре светильника или люстры, на чайнике или блюдце из стекла, фарфора или керамики. В арт-студии Натальи Тарасовой вы сможете ознакомиться с основами техники роспись по стеклу для начинающих. Обучение начинается с ознакомления с витражными и трансферными красками.
Удивите своих близких и друзей роскошными и эксклюзивными подарками! Посетите наши курсы и мастер-классы росписи по стеклу и керамике!
I ступень: Роспись по стеклу для начинающих
На курсах роспись по стеклу для начинающих первой ступени вы научитесь декорировать стекло в стиле Тиффани «холодными» витражными красками, а также попробуете себя в технике имитации фьюзинга, поработав с оплавляющими гранулами. Мастер расскажет вам, как правильно травить и матировать стекло, подробно объяснит, чем эти процедуры отличаются друг от друга. Результатом обучения станут несколько уникальных работ, которые вы заберете с собой. Вы убедитесь, что витражная роспись по стеклу – это не только просто, но и невероятно красиво; даже равнодушных к красивым вещам витражи очаровывают своим ярким, веселым видом.
II ступень: Роспись фарфора и керамики
На курсах второй ступени вас научат рисовать по фарфору и керамике, создавать уникальную красивую посуду. Помимо росписи красками, вы также освоите технику декупажа на фарфоре и стекле с помощью клея. Мастер поможет вам правильно обжечь изделие для закрепления рисунка, и ваш шедевр станет функциональным в быту. На курсах витражной росписи по стеклу второй ступени вас также ознакомят с тонкостями обратного декупажа на стекле и кракелюра. Вы научитесь создавать эффект «потресканной» керамики или фарфора и наиболее эффективно работать с кракелюрными лаками, сочетать их с декупажными картами и салфетками. Наш мастер уделит внимание каждому посетителю: на одном занятии присутствует не более четырех человек. Мы с удовольствием поделимся с вами всеми секретами мастерства росписи по стеклу и керамике, научим правильно наносить «последний штрих» на ваше творение, чтобы сделать его еще более привлекательным. Всего за две ступени курсов вы сможете создать около шести уникальных изделий. Профессиональный мастер поможет вам создать неповторимый и красивый подарок!
Продолжительность каждой ступени — 3 занятия по 3 часа. Cтоимость: 8000 за ступень или 2800 за занятие. По окончании всего базового курса выдается диплом и скидка* на все последующие курсы.
* Cкидка действительна при условии оплаты ступени или курса целиком.
Роспись по стеклу
Если вы решили освоить для себя новый вид деятельности, который бы помог впоследствии реализовать свои навыки в оформлении жилья, то витражная роспись по стеклу – отличное решение. Такие творческие занятия направлены на развитие в каждом человеке чувства прекрасного, и приобретение специальных умений в данной сфере.
Курсы арт-студии Натальи Тарасовой предоставляют каждому уникальный шанс в ускоренном режиме пройти занятия, которые смогут научить вас красиво, искусно и изящно расписывать любые поверхности (стекло, фарфор, керамика) любыми материалами (витражные краски, кракелюрные лаки). Кроме того, мы предлагаем вам использовать и учиться на наших материалах, которые приобретались нами в профессиональных и специализированных магазинах.
В результате наших занятий вы сможете не только выгодно украшать предметы декора вашего жилья, но и преподносить в качестве подарков изделия, выполненные вашими руками с использованием данной методики. Мы уверены, что такие навыки обязательно будут полезными в вашей жизни.
Курс «Роспись по стеклу» – современная методика оформления с корнями, уходящими в историю.
Приходите на занятия в любое время!
Вам не нужно ждать набора группы – звоните прямо сейчас и мы подберем варианты.
Роспись по стеклу витражными красками – процесс увлекательный, творческий.
Потому и неудивительно, что в последнее время все популярнее становится именно такой вид hand-made.
Начинать следует с небольших предметов. Вдоволь напрактиковавшись с небольшими предметами, можно переходить и к росписи на более обширной поверхности.
Для витражной росписи подойдут любые кисти, даже макияжные
Еще один необходимый инструмент – тюбики с контурами (аутлайнеры и контурные пасты). Они нужны для прорисовывания контуров определенных участков, что вызвано необходимостью разделения красок, различающихся по цвету.
Выбирая цвет аутлайнера, руководствуйтесь общим характером рисунка. В зависимости от него останавливайте свой выбор на аутлайнерах черного, золотистого, серебристого и других цветов.
Как рисовать на стеклянной посуде. Витражная роспись «Незабудка»
Для росписи вам также понадобятся и сопутствующие материалы:
- салфетки;
- тряпочки;
- губка;
- емкость для смешивания красок.
Выбирая материалы для будущего шедевра, не забудьте про лак. Он предохранит роспись от повреждений, сделает ее более устойчивой к различным воздействиям и просто придаст красивый блеск. Конечно, покрытие росписи лаком необязательно, однако это убережет изделие от проблем в дальнейшем.
витражная роспись. Бокалы
Совет! Чтобы роспись по стеклу витражными красками получилась более аккуратной, можно использовать трафареты.
Пошаговая инструкция по витражной росписи
Для росписи витражными красками по стеклу приведем в пример мастер-класс. Общий порядок работы включает следующие этапы:
- Для начала следует обезжирить основу, на которую будет нанесен рисунок. Это необходимо для придания стойкости росписи и для более гладкого нанесения краски.
- Затем следует выполнить эскиз будущего шедевра. Для этого наложите на сухую поверхность контур композиции. Таким образом вы очертите границы отдельных зон, каждая из которых будет окрашена в свой цвет.
- Подготовив тем самым шаблон для композиции, можно приступать к нанесению краски.
- После нанесения краски работа отнюдь не заканчивается. Теперь необходимо дождаться полной просушки «полотна». Для ускорения процесса можно воспользоваться феном. Однако профессионалы не рекомендуют такую просушку, поскольку она может привести к тому, что слой краски потрескается, а отдельные участки потемнеют.
Чтобы сделать процесс нанесения рисунка безопасным, не забывайте о некоторых мерах предосторожности. Избегайте контакта краски и самой росписи с пищей и напитками. Краска не должна попасть в ротовую полость. Поэтому, декорируя бокалы, стаканы и блюдца, их не следует в дальнейшем использовать по прямому назначению. Главная их теперешняя функция – служить предметом декора.
Витражная роспись по стеклу – это самостоятельная технология создания на стекле живописных картин. Как и живопись вообще, живопись на стекле позволяет прорисовать самые мелкие детали, добиться тончайших цветовых переходов, максимально реалистично передать объем и форму. Работа может ассоциироваться в итоге с акварельным рисунком, на котором просматриваются сотни цветовых переходов и который поражает особой легкостью форм.
Получившаяся прозрачная картина будет переливаться в лучах солнечного или электрического света, создавая неповторимое ощущение.
История развития витражной росписи по стеклу
Витражное стекло имеет длительную и разнообразную историю. Современные художники студии «Стеклосфера» и технически, и духовно являются наследниками мастеров, оставивших в веках огненные всполохи витражных картин. Эволюция росписи на стекле связана с развитием технологий изготовления листового стекла и красок для рисования, а также с духовными исканиями человечества, изменением мировидения и местом религии в жизни общества. Витражное стекло появилось с того момента, как научились изготавливать листовое стекло, явившееся основой для этого вида искусства. Этот рывок в витражном деле произошел в 10 веке. До этого окна декорировались мозаикой разных цветов, но у этого материала был свой недостаток: ей было недоступно изображение мелких деталей, полутонов, светотеневых эффектов. Витражная же роспись, или живопись на стекле, позволяла не только добиться этих качеств изображения, но и значительно разнообразить сюжеты. Если ранее витражные окна были украшены в основном орнаментами, теперь на них появляются фигуры людей, животных, птиц.
Первым красочным составом, который наносили на стекло, стал так называемый шварцлот. Эта краска состояла из окислов меди и железа с добавлением легкоплавкого стекла. Замешивали порошок на вине, воде или масле, после чего кистью наносили рисунок на стекло. Получавшийся оттенок был темно-коричневым. Готовую роспись отправляли в печь на обжиг, чтобы надежно закрепить роспись, ведь витражному окну предстояло выдержать и перепады температуры, и осадки, и ветер, и механические воздействия.
Новый этап в витражной росписи начался в 14 веке. И опять на ситуацию повлияло изобретение более качественного прозрачного листового стекла, роспись на котором выглядела по-иному. В этот же период появились и новые краски, основой для которых были окислы серебра. Живопись на стекле отличалась тем, что ей было доступно изображение святых и библейских персонажей. Витражная роспись получала все большее распространение, так как витраж использовался в средне века и до поздней готики именно в культовых зданиях, для которых такие изобразительные возможности было сложно переоценить.
Следующим шагом в развитии витражной живописи явилось усложнение композиций, появление многофигурных сцен, передававших динамические сюжетные линии библейских текстов.
Эпоха Возрождения внесла в витражное стекло перспективу и объем. Витражные изображения теряют примитивность и становятся все более реалистичными.
В 18-19 веках после длительного периода невостребованности витражной росписи и витража вообще для этого уникального искусства наступила эпоха расцвета. Технологии уже позволяли изготавливать большие стекла отличного качества.
Сегодня роспись переживает очередной подъем, так как из церковных зданий и светских присутственных мест она перешла в жилища людей и прочно обосновалась здесь. Причем модификации росписи по стелу уникальны в каждом отдельном случае.
Витражная роспись в современном интерьере
Сегодня не существует ограничений в выборе основы под роспись. Если имеется стеклянная поверхность, значит, она может быть расписана. Окна, двери, потолки, межкомнатные перегородки, фасады, витрины, лестницы, настенные панно, лампы, светильники, плафоны люстр, мебель, зеркала, шкафы-купе, зимние сады, декоративные ширмы – все это может быть украшено витражной росписью. Большой популярностью пользуется роспись предметов декора: ваз, бутылок, подсвечников, стаканов, тарелок и т.п. Вообще расписное стекло в интерьере разнообразит его и делает воистину уникальным. Интерьерная роспись по стеклу создаст в вашем доме особенное настроение, неповторимую атмосферу, сотканную переливов из цвета и света.
Когда речь идет о росписи, нужно понимать, что главную скрипку здесь играет талант и личность художника. Важно, насколько он профессионален, талантлив, насколько умеет слышать заказчика и стремится воплотить его запросы в реальность. Мастер должен быть воистину виртуозен, ведь работа над витражной росписью идет как бы вслепую, так как итоговый вариант можно будет увидеть лишь после обжига: краска раскрывается лишь тогда, когда витраж уже достают из печи.
Преимущества витражной росписи
Роспись дает большой простор для художественных экспериментов, в этом виде витражного дела практически нет ограничений по выбору сюжета, ведь кисти художника доступны любые цветовые переходы, любые формы и линии, сложная детализация и фактурность.
Витражная роспись отличается тем, что ее основа – цельное стекло. Этот факт определяет многие практические и функциональные преимущества выбора именно росписи, а не традиционного витража. Так, стекло-основу при необходимости можно бронировать, защитив себя и своих близких.
Роспись во многих случаях более приемлема, чем наборный витраж в силу своей практичности. Например, в дверных проемах, на самих дверях, где постоянно идет механическое воздействие на витраж при открывании и закрывании двери, при задевании витражной поверхности, в приоритете будет именно роспись, причем на толстом каленом стекле, так как наборный витраж слишком уязвим.
Если вы выбираете витражное стекло для окон, то следует знать, что роспись на цельном стекле будет менее теплопроводной, а значит, даст возможность сохранять тепло в вашем доме.
Если традиционные витражи на паяной основе стилистически иногда бывают слишком яркими для некоторых сдержанных интерьеров, то роспись можно великолепно вписать в обстановку любого жилища.
Минусов у живописи на стекле практически нет: современные краски и материалы позволяют художникам студии «Стеклосфера» сделать роспись максимально долговечной.
Однако надо понимать, что особенность работы с керамическими красками состоит в том, что последним этапом процесса является обжиг при высоких температурах. Результатом обжига становится спекание краски со стеклом, эти два компонента становятся единым целым. Побочным эффектом этого процесса становится некоторое изменение яркости и чистоты цвета. Кроме того, на стекле остается чрезвычайно тонкая, практически незаметная глазу пленка, напоминающая собой патину и фактически являющаяся результатом окисления металлов, содержащихся в красках.
Заказать
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа.
Витражная роспись по стеклу позволяет создавать живописные картины, применяется также для прорисовки мелких деталей при создании витражей. Может быть как односторонней, так и двухсторонней, прозрачной или с полной непрозрачностью. Преимуществ у росписи витражными красками перед наборным витражом достаточно много.
Виды росписи
Она выполняется на цельном стекле, что делает её более прочной. Преимущества — большой творческий потенциал, возможность делать оттенки и прорисовку мелких деталей, а также возможность объединять в одну композицию различные предметы посредством нанесения на них одного узора и широкий спектр применения.
Основой для росписи может быть:
- обычное стекло;
- триплекс — «пирог» из листов стекла и плёнки, при ударе не даёт осколков;
- гнутое;
- с нанесением пескоструя — матового рисунка;
- сатинированное стекло — матовая поверхность белого цвета.
Кроме правильного выбора материала для росписи, до начала работы будет нелишним изучить техники рисования витражными красками.
- Контурная. Весьма востребованная техника, имитирующая наборной витраж. Каждый участок рисунка очерчен замкнутой линией. При большой поверхности изображения чаще применяется витражная лента, для более тонких линий — контур из тюбика. На следующем этапе замкнутое пространство заполняется краской.
- Бесконтурная. Эта техника считается сложнее, чем предыдущая, и требует аккуратности и терпения. Другое её название, «картина на стекле», глубже выражает её суть. Благодаря текучести краски смешиваются, создавая новые оттенки и нечёткие границы. Такая техника позволяет добиться эффекта акварели.
- Многослойная. Заключается в послойном нанесении красок. В зависимости от того, какого эффекта хочет добиться художник, последующий слой наносится на сухую краску или влажную для частичного смешения слоёв. Передаёт светотень и позволяет рисовать лица, произведения получаются более реалистичные.
- Точечная. Рисунок состоит из точек, иногда разного размера. Могут быть однотонными и цветными. Особенностью росписи является размер точек и расстояние между ними. Причем в зависимости от плотности рисунка меняется его насыщенность.
- Смешанная. Самая сложная в выполнении витража красками по стеклу. В работе над картиной используются сразу несколько техник. В ней работают, как правило, опытные мастера.
Витражная роспись по стеклу. Мастер-класс — Роспись кружки «Ягодки»
Используя понравившуюся технику или совместив несколько, можно нарисовать шедевры не хуже чем у знаменитых художников.
Краски и растворители
В зависимости от входящих в них компонентов и взаимодействия с поверхностью краски для витражной росписи делятся по составу.
- Лаковые (сольвентовые). Предназначены для профессиональной росписи. Обладают прекрасным блеском, яркостью цветов и прозрачностью. Готовые изделия — практически идеально гладкие. Стойкие к истиранию и воде. Недостатком является их токсичность, так как создаются они на основе смол, и для нанесения на поверхность используются растворители.
- На водной основе.
- Акриловые краски создают непрозрачное матовое или глянцевое покрытие. Подходят для небольших рисунков. Менее долговечны по сравнению с лаковыми и не обладают такой яркостью и блеском. Бывают безопасные, предназначенные для детей, для временного и длительного периода эксплуатации изделия.
Также можно сделать витражные краски своими руками. Они просты в изготовлении (клей ПВА смешивается с пищевым красителем), у них низкая стоимость, подходят для детского творчества.
Некоторые составы нуждаются в обжиге, в основном это краски на водной основе. Такие изделия обжигаются в духовке или печи, без этого процесса они очень недолговечны и чувствительны к влаге. Трансферные (народное название — краски-прилипалы) — также на водной основе, выполняются контурной техникой на плёнке.
После высыхания снимаются с плёнки и крепятся к стеклу.
Ход выполнения работ
Вне зависимости от техники рисования витражная роспись по стеклу с эскиза начинается на листе бумаге, который помещается под основу для будущего рисунка. Стекло перед началом работ следует очистить и обезжирить — от этого зависит, насколько хорошо удержится слой, также это определяет срок эксплуатации витража.
Затем стекло покрывается для лучшей адгезии специальным составом, и после его высыхания наступает этап рисования. Дальше — в зависимости от техники. Первыми, при необходимости, наносятся замкнутые линии (в контурной технике). Здесь главное, чтобы все очертания были замкнутыми, иначе цвет выйдет за их пределы и смешается, что может испортить работу.
Линиям необходимо полностью просохнуть. После высыхания этот объем заполняется краской. Выбор видов красок зависит от техники, в которой будет выполнена работа. Разные основы окрасочных составов дадут разный результат.
Заполнение лучше начать с середины, постепенно распределяя краску по направлению к границе. Излишки снимаются кистью, ватной палочкой, тампоном или диском, сложенным «уголком». Пузырьки прокалывают иголкой, зубочисткой, швейной булавкой, выгоняют кистью. В зависимости от основы состава можно пользоваться водой или брать растворитель для пропитки кисти или ваты.
По окончании работы витраж располагается так, чтобы он мог высохнуть естественным путём и не припасть пылью. Все инструменты — кисти, пипетки, ёмкости — очищаются, краски и растворитель плотно закрывают. Дальнейшие действия зависят от материала: либо после высыхания картина готова, либо её покрывают лаком, либо отправляют на температурную обработку.
Витражная роспись, сделанная специально по стеклу – это уникальная техника украшения поверхностей, которая впервые стала известна в десятом веке. Именно в это время человечество научилось делать ровное листовое стекло. Витражи пришли на смену стеклянной мозаике – узорам, собираемым из множества различных кусочков. Она также выглядела эффектно, но не позволяла в полной мере передать всю красоту игру красок на солнце, т.к. обычно набор используемых цветов был ограничен. Именно поэтому живопись на стекле стала большим шагом в изготовлении витражей. Постепенно мастера учились создавать все более и более сложные картины, используя различные оттенки, передающие игру света и тени, так и пришла в моду витражная роспись.
Изучаем зарождение витражной росписи по стеклу в мире и ее разновидности
Впервые сам процесс изготовления цветных витражей описывается в книге монаха Теофила, которая была написана в 12-м веке. В этом труде была описана техника нанесения на стеклянные листы коричневой краски шварцлот, которая представляет собой смесь окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Благодаря использованию краски украшения помещений храмов можно было использовать не только мозаичные орнаменты, но и картины, изображающие святых.
В средневековье витражи использовались исключительно для убранства церквей. Разноцветные блики, появляющиеся из-за отражения свечного пламени в стеклах, создавали атмосферу таинственности и торжественности. Особенно популярны витражи стали после прихода в архитектуру стиля готика, использующего высокие оконные проемы. Постепенно появилась новая техника создания витражей: белое стекло расписывалось гризайлью.
В отличие от католических церквей, в России витражи стали популярны намного позднее. Это связано с тем, что традиционным для православной традиции является изображение святых в иконописной технике, которая не предусматривает использование стеклянных поверхностей. Тем не менее, в летописях встречаются упоминания об удивительных храмах с витражами, однако это все же единичные случаи.
В XIV веке мастера научились делать более качественное прозрачное стекло и краски на основе окислов серебра. Это стало настоящей революцией в витражном искусстве, и живопись на стекле все больше вытесняла примитивную мозайку. Стали создаваться уникальные эскизы, изображающие библейских персонажей и сцены из Евангелия.
С годами витражная живопись становилась все более реалистичной, художники научились делать картины объемными и использовать различные оттенки цвета. В эпоху Ренессанса витражи перестали быть исключительно церковным достоянием и стали активно использоваться для украшения домов зажиточных горожан. Из-за увеличения объемов заказов мастера начинают использовать готовые шаблоны.
К сожалению, развитие витражной росписи было приостановлено во второй половине XVI века. В связи с религиозными войнами. Многие редкие изображения были разрушены и не подлежали восстановлению, а новые тоже не заказывались. Позднее появились идеи, что витражи плохо пропускают свет, поэтому из-за них помещения храмов выглядят слишком мрачно. В церквях перестали устанавливать окна, расписанные витражными красками, и их место заняли обыкновенные прозрачные стекла.
На рубеже XVIII и XIX веков мастера решили возродить забытое искусство витражной росписи.
В России все еще не было заводов, позволяющих производить качественные витражи больших размеров. Поэтому во время строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге по специальному эскизу в Мюнхене был заказан огромный витраж для заполнения оконного проема. Изображения Христа Спасителя собрано из множества элементов, включающих многослойные стёкла, мозайку и роспись.
В 40-х годах XIX века по приказу Николая I в России был открыт Императорский стеклянный завод, выпускающий расписной оконный декор. Со временем арсенал мастеров обогатился масляными и силикатными красками, позволяющими художнику пользоваться богатой и яркой цветовой палитрой. Для росписи активно используются готовые трафареты, позволяющие безошибочно наносить четкие линии. В начале XX века увлечение витражами постепенно пошло на спад, т.к. в эпоху модерна большей популярностью пользовались настенные панно.
Сейчас витражная роспись переживает свое второе рождение. Это искусство превратилось в модное хобби, которое позволяет своими руками создать изящные картины практически на любом стеклянном предмете.
Начинающие мастерицы в качестве своих первых моделей для росписи часто используют обыкновенные бутылки, тем более, что очень часто эти сосуды имеют красивую, необычную форму. На бутылках очень красиво смотрятся как вытянутые несимметричные рисунки, так и круговые повторяющиеся орнаменты.
После того, как азы витражной техники освоены, можно попробовать расписывать и другие изделия, например вазы или тарелки. Выбор рисунка практически безграничен, все зависит от ваших навыков и фантазии.
Роспись фонарика витражными красками. Какими красками делают витражи. Декор своими руками.
Еще одним популярным направлением является роспись витражными красками свадебного бокала. Это не обыкновенная посуда, а память, которая останется на всю жизнь. Поэтому не удивительно, что на бокалах для жениха и невесты рисуют самые настоящие картины, придавая им уникальный дизайн.
DIY | Роспись по стеклу витражными красками |Рисуем лотосы
Видео по теме статьи
Для больше наглядности предлагаем посмотреть видео мастер класс по витражной росписи по стеклу.
Витражная роспись, сделанная специально по стеклу – это уникальная техника украшения поверхностей, которая впервые стала известна в десятом веке. Именно в это время человечество научилось делать ровное листовое стекло. Витражи пришли на смену стеклянной мозаике – узорам, собираемым из множества различных кусочков. Она также выглядела эффектно, но не позволяла в полной мере передать всю красоту игру красок на солнце, т.к. обычно набор используемых цветов был ограничен. Именно поэтому живопись на стекле стала большим шагом в изготовлении витражей. Постепенно мастера учились создавать все более и более сложные картины, используя различные оттенки, передающие игру света и тени, так и пришла в моду витражная роспись.
Изучаем зарождение витражной росписи по стеклу в мире и ее разновидности
Впервые сам процесс изготовления цветных витражей описывается в книге монаха Теофила, которая была написана в 12-м веке. В этом труде была описана техника нанесения на стеклянные листы коричневой краски шварцлот, которая представляет собой смесь окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Благодаря использованию краски украшения помещений храмов можно было использовать не только мозаичные орнаменты, но и картины, изображающие святых.
В средневековье витражи использовались исключительно для убранства церквей. Разноцветные блики, появляющиеся из-за отражения свечного пламени в стеклах, создавали атмосферу таинственности и торжественности. Особенно популярны витражи стали после прихода в архитектуру стиля готика, использующего высокие оконные проемы. Постепенно появилась новая техника создания витражей: белое стекло расписывалось гризайлью.
В отличие от католических церквей, в России витражи стали популярны намного позднее. Это связано с тем, что традиционным для православной традиции является изображение святых в иконописной технике, которая не предусматривает использование стеклянных поверхностей. Тем не менее, в летописях встречаются упоминания об удивительных храмах с витражами, однако это все же единичные случаи.
В XIV веке мастера научились делать более качественное прозрачное стекло и краски на основе окислов серебра. Это стало настоящей революцией в витражном искусстве, и живопись на стекле все больше вытесняла примитивную мозайку. Стали создаваться уникальные эскизы, изображающие библейских персонажей и сцены из Евангелия.
С годами витражная живопись становилась все более реалистичной, художники научились делать картины объемными и использовать различные оттенки цвета. В эпоху Ренессанса витражи перестали быть исключительно церковным достоянием и стали активно использоваться для украшения домов зажиточных горожан. Из-за увеличения объемов заказов мастера начинают использовать готовые шаблоны.
К сожалению, развитие витражной росписи было приостановлено во второй половине XVI века. В связи с религиозными войнами. Многие редкие изображения были разрушены и не подлежали восстановлению, а новые тоже не заказывались. Позднее появились идеи, что витражи плохо пропускают свет, поэтому из-за них помещения храмов выглядят слишком мрачно. В церквях перестали устанавливать окна, расписанные витражными красками, и их место заняли обыкновенные прозрачные стекла.
На рубеже XVIII и XIX веков мастера решили возродить забытое искусство витражной росписи.
В России все еще не было заводов, позволяющих производить качественные витражи больших размеров. Поэтому во время строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге по специальному эскизу в Мюнхене был заказан огромный витраж для заполнения оконного проема. Изображения Христа Спасителя собрано из множества элементов, включающих многослойные стёкла, мозайку и роспись.
В 40-х годах XIX века по приказу Николая I в России был открыт Императорский стеклянный завод, выпускающий расписной оконный декор. Со временем арсенал мастеров обогатился масляными и силикатными красками, позволяющими художнику пользоваться богатой и яркой цветовой палитрой. Для росписи активно используются готовые трафареты, позволяющие безошибочно наносить четкие линии. В начале XX века увлечение витражами постепенно пошло на спад, т.к. в эпоху модерна большей популярностью пользовались настенные панно.
Сейчас витражная роспись переживает свое второе рождение. Это искусство превратилось в модное хобби, которое позволяет своими руками создать изящные картины практически на любом стеклянном предмете.
Начинающие мастерицы в качестве своих первых моделей для росписи часто используют обыкновенные бутылки, тем более, что очень часто эти сосуды имеют красивую, необычную форму. На бутылках очень красиво смотрятся как вытянутые несимметричные рисунки, так и круговые повторяющиеся орнаменты.
После того, как азы витражной техники освоены, можно попробовать расписывать и другие изделия, например вазы или тарелки. Выбор рисунка практически безграничен, все зависит от ваших навыков и фантазии.
Еще одним популярным направлением является роспись витражными красками свадебного бокала. Это не обыкновенная посуда, а память, которая останется на всю жизнь. Поэтому не удивительно, что на бокалах для жениха и невесты рисуют самые настоящие картины, придавая им уникальный дизайн.
Видео по теме статьи
Для больше наглядности предлагаем посмотреть видео мастер класс по витражной росписи по стеклу.
Витражная роспись по стеклу позволяет создавать живописные картины, применяется также для прорисовки мелких деталей при создании витражей. Может быть как односторонней, так и двухсторонней, прозрачной или с полной непрозрачностью. Преимуществ у росписи витражными красками перед наборным витражом достаточно много.
Виды росписи
Она выполняется на цельном стекле, что делает её более прочной. Преимущества — большой творческий потенциал, возможность делать оттенки и прорисовку мелких деталей, а также возможность объединять в одну композицию различные предметы посредством нанесения на них одного узора и широкий спектр применения.
Основой для росписи может быть:
Роспись на стекле витражными красками!
- обычное стекло;
- триплекс — «пирог» из листов стекла и плёнки, при ударе не даёт осколков;
- гнутое;
- с нанесением пескоструя — матового рисунка;
- сатинированное стекло — матовая поверхность белого цвета.
Кроме правильного выбора материала для росписи, до начала работы будет нелишним изучить техники рисования витражными красками.
- Контурная. Весьма востребованная техника, имитирующая наборной витраж. Каждый участок рисунка очерчен замкнутой линией. При большой поверхности изображения чаще применяется витражная лента, для более тонких линий — контур из тюбика. На следующем этапе замкнутое пространство заполняется краской.
- Бесконтурная. Эта техника считается сложнее, чем предыдущая, и требует аккуратности и терпения. Другое её название, «картина на стекле», глубже выражает её суть. Благодаря текучести краски смешиваются, создавая новые оттенки и нечёткие границы. Такая техника позволяет добиться эффекта акварели.
- Многослойная. Заключается в послойном нанесении красок. В зависимости от того, какого эффекта хочет добиться художник, последующий слой наносится на сухую краску или влажную для частичного смешения слоёв. Передаёт светотень и позволяет рисовать лица, произведения получаются более реалистичные.
- Точечная. Рисунок состоит из точек, иногда разного размера. Могут быть однотонными и цветными. Особенностью росписи является размер точек и расстояние между ними. Причем в зависимости от плотности рисунка меняется его насыщенность.
- Смешанная. Самая сложная в выполнении витража красками по стеклу. В работе над картиной используются сразу несколько техник. В ней работают, как правило, опытные мастера.
Используя понравившуюся технику или совместив несколько, можно нарисовать шедевры не хуже чем у знаменитых художников.
Краски и растворители
В зависимости от входящих в них компонентов и взаимодействия с поверхностью краски для витражной росписи делятся по составу.
- Лаковые (сольвентовые). Предназначены для профессиональной росписи. Обладают прекрасным блеском, яркостью цветов и прозрачностью. Готовые изделия — практически идеально гладкие. Стойкие к истиранию и воде. Недостатком является их токсичность, так как создаются они на основе смол, и для нанесения на поверхность используются растворители.
- На водной основе.
- Акриловые краски создают непрозрачное матовое или глянцевое покрытие. Подходят для небольших рисунков. Менее долговечны по сравнению с лаковыми и не обладают такой яркостью и блеском. Бывают безопасные, предназначенные для детей, для временного и длительного периода эксплуатации изделия.
Также можно сделать витражные краски своими руками. Они просты в изготовлении (клей ПВА смешивается с пищевым красителем), у них низкая стоимость, подходят для детского творчества.
Некоторые составы нуждаются в обжиге, в основном это краски на водной основе. Такие изделия обжигаются в духовке или печи, без этого процесса они очень недолговечны и чувствительны к влаге. Трансферные (народное название — краски-прилипалы) — также на водной основе, выполняются контурной техникой на плёнке.
После высыхания снимаются с плёнки и крепятся к стеклу.
Ход выполнения работ
Вне зависимости от техники рисования витражная роспись по стеклу с эскиза начинается на листе бумаге, который помещается под основу для будущего рисунка. Стекло перед началом работ следует очистить и обезжирить — от этого зависит, насколько хорошо удержится слой, также это определяет срок эксплуатации витража.
Затем стекло покрывается для лучшей адгезии специальным составом, и после его высыхания наступает этап рисования. Дальше — в зависимости от техники. Первыми, при необходимости, наносятся замкнутые линии (в контурной технике). Здесь главное, чтобы все очертания были замкнутыми, иначе цвет выйдет за их пределы и смешается, что может испортить работу.
Линиям необходимо полностью просохнуть. После высыхания этот объем заполняется краской. Выбор видов красок зависит от техники, в которой будет выполнена работа. Разные основы окрасочных составов дадут разный результат.
Заполнение лучше начать с середины, постепенно распределяя краску по направлению к границе. Излишки снимаются кистью, ватной палочкой, тампоном или диском, сложенным «уголком». Пузырьки прокалывают иголкой, зубочисткой, швейной булавкой, выгоняют кистью. В зависимости от основы состава можно пользоваться водой или брать растворитель для пропитки кисти или ваты.
По окончании работы витраж располагается так, чтобы он мог высохнуть естественным путём и не припасть пылью. Все инструменты — кисти, пипетки, ёмкости — очищаются, краски и растворитель плотно закрывают. Дальнейшие действия зависят от материала: либо после высыхания картина готова, либо её покрывают лаком, либо отправляют на температурную обработку.
Витражная роспись по стеклу своими руками — прекрасная возможность развлечься, а заодно и украсить жилище стильным элементом декора.
Если в вашем доме есть обычные стеклянные вазы, проявив немного фантазии, вы можете превратить их в настоящее произведение искусства.
Роспись в этностиле.
Антикварный светильник с абажуром, расписанным под Tiffany.
Оригинальный комплект из четырёх бокалов и графина, украшенный витражами.
Стекло — идеальный материал для воплощения в жизнь любых фантазий.
Картина, нарисованная при помощи витражных красок.
Двери тоже можно декорировать..
Необычный элемент декора — так называемое «фальшивое окно»: картина на стекле с подсветкой. Устанавливается «фальшивое окно» обычно в санузле.
Стеклянные перегородки для зонирования пространства пропускают свет, при этом увидеть, что за ними происходит, невозможно.
Витражная роспись по стеклу. Мастер-класс «Бокалы Лесные фиалки».
Если старую кухонную мебель украсить витражами, она наверняка преобразится.
Создание витражей — невероятно увлекательное занятие. Даже если вашему произведению далеко до мировых шедевров изобразительного искусства, оно совершенно точно будет радовать вас и ваших близких.
Особенности витражной росписи по стеклу своими руками
Изготовление своими руками витража красками по стеклу — дело на редкость захватывающее. Самое обычное, ничем не примечательное стекло после некоторых манипуляций способно превратиться в изысканный предмет интерьера. Авторские картины на стекле — уникальный подарок себе и близким. Среди любителей хендмейда витражная роспись по стеклу набирает все большую популярность.
Преимущества витражной росписи
Покупка настоящего витража — удовольствие дорогое. Псевдовитражи или витражная роспись по стеклу — альтернативный, доступный по цене вариант.
Такая роспись может применяться везде, где есть обыкновенное стекло:
- в межкомнатных дверях;
- в интерьерных перегородках;
- на стеклянной посуде;
- на зеркалах;
- в фоторамках;
- в витринах;
- в ширмах;
- в нишах.
В любом случае витраж в интерьере занимает почетное место.
Помимо эстетической, существует и практическая сторона вопроса. Витражи в окнах на солнечной стороне защитят от излишней жары, при этом вид из окна станет эффектным и неповторимым.
Выбор инструментов и материалов
Для занятий витражным творчеством требуется подобрать целый набор вспомогательных инструментов. В первую очередь стоит позаботиться о приобретении кистей. Если предполагается использовать краски на водной основе, потребуются мягкие кисти из искусственного ворса.
Следующая обязательная принадлежность — контуры в тюбиках, аутлайнеры или контурные пасты. Они потребуются для обозначения границ отдельных участков и разделения разных по цвету красок.
Не обойтись в работе без лака. Он предохраняет витражи от повреждений и придает красивый блеск.
Для росписи потребуется еще много материалов:
- пигменты;
- глиттеры (водостойкие декоративные блестки);
- арт-гели;
- разбавители.
В качестве сопутствующих материалов придется приготовить: салфетки, губки, тряпки, посуду для смешивания красок.
Подбор витражных красок
Главную роль в достижении результата играет правильный подбор красок для витражной росписи. В создании витражей применяют жидкие материалы. Они яркие, хорошо ложатся на поверхность, однако быстро растекаются. Поэтому их принято использовать в паре с контуром. При использовании витражные краски быстро высыхают и хорошо застывают. Их также используют, когда требуется дополнительный обжиг изделия в печи.
Классификация по основам и характеристикам
Теперь необходимо подобрать витражную краску для конкретной работы. По виду основы их разделяют на 2 группы:
- Акриловые. Имеют водную основу и легко смываются водой, поэтому для закрепления требуют обжига. Закрепленные краски уже ничто не сможет повредить. После прохождения процедуры обжига расписанные изделия не побоятся даже мытья с чистящими средствами. По фактуре акриловые краски жидкие и прозрачные, при этом хорошо пропускают свет. Они не имеют резкого запаха, рекомендуются для работы детям.
- Алкидные. Производятся на основе органических растворителей (спирт или лак). Они не нуждаются в дополнительной термической обработке, хорошо держатся, изделия с ними можно мыть. Алкидные краски по фактуре густые и матовые.
Основным их недостатком является то, что они имеют резкий едкий запах. Ими нельзя пользоваться детям и людям, склонным к аллергическим реакциям.
Витражные краски также бывают:
- Обжигаемые. Это вид материала для работы по стеклу и керамике часто применяют для изготовления изделий, требующих обжига. В домашних условиях обжиг производят в разогретом до 170 С духовом шкафу. Продолжительность обработки указывается в инструкции на упаковке. После термической обработки краски приобретают яркость и прозрачность, устойчивость к истиранию и воздействию агрессивных химикатов.
- Необжигаемые. Их особенность — яркие, насыщенные цвета. На изделии краски высыхают при комнатной температуре в течение нескольких дней. Обработанные ими предметы интерьера нельзя мыть, их следует слегка протирать влажными салфетками.
Виды используемых текстур
Витражной росписью можно не просто украшать обычную стеклянную поверхность, а создавать настоящие шедевры. Для творческих работ существует богатый выбор текстур:
- Силикатная — самая доступная и распространенная. Она получается в процессе плавки красителя и флюса.
- Люстровая — бывает металлическая и перламутровая благодаря наличию в составе оксидов металлов. Для того чтобы она не растеклась и не смешивалась с другими цветами, ее применяют, предварительно нанеся контур.
- Вспенивающаяся — имеет свойство набухать в процессе обжига. Рисунок получается выразительный, объемный и фактурный.
- Льдистая (гранулированная). Под воздействием высокой температуры гранулы лопаются и создают оригинальный «пупырчатый» эффект. Для улучшения сцепления краски со стеклом ее наносят на поверхность, предварительно обработанную олифой.
- Матирующая. С ее помощью изделию придается эффект матовости. Для закрепления результата рекомендуется дополнительный обжиг после обработки.
- Мраморированная. Для достижения нужного эффекта применяют 2 цвета. Причем на первый еще влажный слой сразу наносят второй. Затем их перемешивают кистью или губкой. Мрамор одного тона получают, когда капают на стекло воду, затем прозрачную краску и только потом цветной краситель.
- Кракелюрная. С ее помощью создаются витражи с эффектом старины. Такая краска применяется в сочетании с акриловым лаком.
- Жемчужная. Применяется в виде круглых капелек, которые высыхают в течение суток.
- Узорчатая. Производится на основе алкидной смолы и воды. Ее используют так: на раскрашиваемое изделие наносят капельку жидкости, сверху — цветную краску. Затем все перемешивают. Дополнительно можно палочкой для коктейлей выдуть любой узор.
Самостоятельное изготовление красок
При желании можно изготовить витражные краски своими руками. Таких рецептов существует множество. Вот самые простые из них:
- В качестве основы для будущей краски берется клей ПВА (90% от объема будущего состава). В него добавляют пасту из обыкновенной гелевой ручки, немного гуаши или акварели.
- Сочетание нитролака (НЦ-218) и растворителя (647) с масляными красками дает на редкость прочное покрытие. Лак перемешивается с растворителем в пропорциях 2,5:1. Затем добавляют краску до получения нужной консистенции. Смесь требует постоянного размешивания.
- Смесь художественных масляных красок (10%) и предварительно растворенного в ацетоне пенопласта. Состав получается жидкий, как вода.
- Смесь пищевого желатина и теплой воды (на 6 г — 1 стакан). В нее добавляется сухой краситель для ткани. Этот состав реагирует на высокую влажность и требует дополнительной защиты. Рекомендуется порыть изделия бесцветным лаком для стекла и металла, например, ПФ-170 или НЦ-218.
Самостоятельно изготавливается и контур. Для этого клей ПВА смешивают с портландцементом и алюминиевой. Готовую смесь удобно поместить в тюбик от клея и выдавливать по мере необходимости.
Пошаговая инструкция по росписи
Перед началом работы под стекло следует поместить белую бумагу или ткань, так будет удобней рисовать. Работа проводится в несколько этапов:
- Стекло необходимо обезжирить любым моющим средством либо спиртом или ацетоном, чтобы краска хорошо ложилась на поверхность.
- Следующий шаг — эскиз изделия. Для этого накладывают на сухую поверхность контур композиции и обводят границы участков, которые впоследствии окрасят в различные цвета.
- Наносится контур. Работают аккуратно, при этом проводят равномерные линии, не оставляя разрывов. При работе двигаются от центра к краям изделия.
- Контур должен высохнуть. Как правило, производитель на тюбике указывает рекомендуемое время просушки.
- Начать раскрашивать витраж можно только через день.
- Далее заливают фрагменты будущего витража. Делают это постепенно, двигаясь от середины изделия.
- Определяются с цветом краски и расписывают все детали одного цвета. Для светлых тонов смешивают краски на палитре до достижения требуемого цвета.
- Когда все фрагменты раскрашены, приступают к оформлению фона.
Работа закончена. Остается немного подождать, когда готовый витраж окончательно просохнет. Время сушки зависит от применяемой краски.
Разнообразие витражей в интерьере
При декорировании интерьера важно не только аккуратно расписать предметы, но и ориентироваться на стиль помещения, в котором они будут находиться. Здесь нельзя просто выбрать первый попавшийся рисунок.
В некоторых стилях не приветствуют расписанные предметы. К примеру, это: хай-тек, минимализм, лофт и др. Однако витражная роспись вполне уместна, если комната выдержана в стиле модерн, арт-нуво, прованс, этнический.
Выбирать дизайн следует исходя из стилистической направленности интерьера.
К примеру, для акцентирования на этностиль с африканским уклоном основными цветовыми решениями будут желтый и коричневый, оранжевый и красный.
Для подчеркивания стиля прованс рекомендуются исключительно пастельные тона: нежно-розовый, лавандовый, бледно-голубой, лимонный и т. д.
Рекомендуется использовать схемы и эскизы витражной росписи по стеклу, позаимствованные из интернета.
Меры безопасности при работе
При самостоятельной росписи витражей необходимо соблюдать правила безопасности. Краски легко воспламеняются, поэтому рядом с местом работы не должно быть открытых источников огня.
Все лакокрасочные материалы выделяют токсичные пары, которые нельзя вдыхать. Желательно пользоваться защитными масками. Следует беречь кожу от попадания краски, использовать перчатки.
Нельзя пробовать краски на вкус, так как многие из них содержат отравляющие вещества. Нельзя позволять детям играть с лакокрасочными материалами.
Следует избегать контакта краски с пищей и напитками. Расписывая посуду, следует помнить, что главная ее функция теперь — украшать интерьер. Однако при соблюдении отступа от верхнего края чашки или бокала минимум в 1,5 см вполне допускается роспись и «действующих» столовых предметов. То есть лицо не должно соприкасаться с росписью.
Витражная роспись по стеклу — занятие несложное и доступное каждому желающему. Украшенные своими руками изделия из стекла вносят уют, теплоту и душевность в обыденный интерьер.