ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СВОИМИ РУКАМИ

Краткое содержание:

Декоративно-прикладное искусство своими руками: варианты народов севера

В суровых условиях Заполярья

Искусство своими руками

Таймырские
ненцы живут в низо­вьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы —
оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.

Среди
бесконечных просторов тун­дры, в суровых условиях Заполярья веками
вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, лю­дей, влюбленных в
природу своей земли, ее своеобразную красоту. Не­даром ненецкая пословица
гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне,
где сердце у тундры?!»

Живя
среди снега и льда, таймыр­ские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два
цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется ска­зать: снег и земля.
Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете:
сама парка из белой шкуры, а капю­шон, кайма подола и рукавицы — темные, из
шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.

Женская шуба-парка
ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном

Такая
парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и
спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу
народный крой. Так, напри­мер, кроилась и шилась и русская кре­стьянская
рубаха.

Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез
и надевается в рукава обычным порядком. Существу­ет и иная по крою шуба.

Она
имеет конусовидную, сильно расширяющу­юся книзу форму, также сшита из белой
шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом.
Носят ее не с капю­шоном, а с шапкой.

Женская шапка ненецкая
из оленьего меха, опушенная песцом

Женская
шапка таймырских нен­цев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего
Севера, вид капора, однако совершенно иной фор­мы, чем, например, капор у
эвенков или долган. Этот капор довольно пло­ской формы, но с удлинением —
«оборкой», спускающейся под ворот­ник шубы.

Как и сама шуба, капор отделан
таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат
полоски цветного сукна или цветного ситца — крас­ного, желтого, зеленого.
Такими по­лосками, нашитыми параллельно, от­деланы манжеты рукавов.

Видеопрезентация «Чудеса своими руками»

Нашивают­ся
полоски на плечи шубы, от горло­вины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек
свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат
также метал­лические подвески.

Обычно это нани­занные одна за другой медные
трубоч­ки, иногда ради живописности переме­жающиеся с крупными цветными
фарфоровыми или стеклянными буси­нами и заканчивающиеся внизу круп­ной круглой
или ромбовидной прорез­ной медной бляхой.

Медная ненецкая
прорезная бляха-подвеска

В
центре такой бляхи можно видеть иногда изображе­ние человечка с раскинутыми в
сто­роны руками, который как бы стара­ется раздвинуть края ромба.

Круглые
прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегу­щего
оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха
делались местными мастерами-ремесленниками.

Трубки служили игольниками, а не
просто украшениями.

В
летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в
свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ров­ного синего цвета (у
русских такая ткань кубовой окраски носила назва­ние синей крашенины) с
отделкой по краям или по вороту и рукавам жел­тыми и зелеными полосками; на
боках у подола нашивались также декора­тивные уголки тех же цветов.

Ненецкий орнамент http://artyx.ru/books/item/f00/s00/

Ненцы
украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным
орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком
обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосред­ственно
перед меховой опушкой.

Узор
ненецкой мозаики строго ге­ометрический и состоит из прямо­угольных зигзагов,
углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступ­чатый зигзаг,
известен как элемент орнамен­та еще в Древней Греции, где он украшал
керамические вазы), но, хотя мы воспри­нимаем эти формы как чистую геоме­трию,
сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной
природы. Так, например, ряды темных симметрич­ных отростков, возвышающихся над
зубчатой полосой, носят название «за­ячьих ушей», а ряды ромбов, постав­ленных
на угол — название «голове­шек». Ряды треугольников с зубча­тыми основаниями,
вписанных в пря­моугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы»,
сложные асимметричные уступчатые фигу­ры — «оленьи рога». Наконец, фор­ма,
напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя,
называется «со­боль».

Как украсить яйца своими руками?

Таким
же двухцветным геометри­ческим орнаментом украшены и жен­ские сумки.

Большая
хозяйственная сумка, служащая для хранения, пере­носа и перевозки мягких вещей,
пло­ская, двусторонняя, имела форму по­луокружности или, вернее, прямо­угольника
с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный,
темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического
орнамента.

Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои
рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т.
п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет
вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкра­шенной в красновато-коричневый
тон ровдуги.

Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается
аппликационным способом уже знако­мый нам ненецкий геометрический орнамент.
Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того,
зачастую к сумке под­вешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из
копытцев новорожденных оленят.

Конечно, оле­нят специально ради этих украшений
не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или
иным причинам не выжи­ли.

«Ручная работа». Декоративная ваза (25.01.2017)

Антропоморфная фигура.
Дерево, резьба, XVII–XVIII века. С сайта http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php

Ненцы
издавна известны как от­личные скульпторы.

Еще голландский исследователь
Крайнего Севера Ви­льям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во
второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до
400) изображений людей, вырезан­ных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии
именно за огромное количество идолов (или бол­ванов, как их называли русские
земле­проходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был
назван Болванским Носом.

Большинство
скульптур повернуто лицом на восток.

Судя по более поздним и более тщательным
описа­ниям, вырезались или, точнее, выте­сывались эти скульптуры так же, как в
наши дни мастера подмосковного про­мысла резьбы по дереву — богород­ского
промысла (село Богородское Загорского района, Московской об­ласти) — вырезают
свои деревян­ные скульптурки и игрушки.

Богородцы режут их из так называемо­го
трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани
получившейся призмы служат для вы­резания лицевой части скульптуры, а та часть,
где была кора, образует спи­ну, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и
ненецкие мастера.

Они раскалывали ствол срубленного дере­ва или часть ствола
длиною от 70 см
до 4 м на
четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом
затрачивался минимум уси­лий.

В верхней части трехгранника намечалось в самых
общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок —
рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки
оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заостря­лась, и фигурка
втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и насе­лялись священные места,
где соверша­лись жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у
своих древних богов и духов охотни­чьего счастья.

Антропоморфная личина.
Дерево, резьба, XVI–XVII века. С сайта http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php

Сравнение
с современной народ­ной богородской скульптурой убежда­ет нас в том, что
мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к
обработке одинако­вых или сходных материалов мыслили и поступали довольно
единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально.

Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покро­вителям
охоты среди скальных нагро­мождений, особенно почитая те камни, которые, хотя
бы и очень отдаленно, напоминали человека.

Как не вспом­нить при этом о
знаменитых изва­яниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал
Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «на­селявшие»
места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики бо­лее тщательно
отделывали голову фи­гуры, придавали ей округлую форму.

Сам материал, видимо,
зачастую под­сказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в
подхо­дящем месте отходили в разные сто­роны два симметричных сучка, их сохраняли:
скульптура получалась с руками.

Тем
же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители
дома, жилья, охот­ничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.

Маленькие
деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне
объяснимо, что одежда этих деревянных божков по­ходила на обычную одежду,
которую носили ненцы.

Ненцы
выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей.
Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и
медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень
обобщен­но, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы
ноги, хвосты.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Летнее настроение»

Ненецкие дети. С сайта http://www.photosight.ru/users/

Живут
ненцы и в евро­пейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской
области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более много­цветна
и узорна, чем у таймырских родичей.

Чем-то канинско-тиманские женские
шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими,
и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько
притален­ный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку.

Тыряв-паны отделаны пере­межающимися вставками яркого красного и синего сукна,
которые так и горят на общем темном фоне. С пе­редней стороны на груди
помещается крупный зигзагообразный, исполнен­ный в технике меховой мозаики ри­сунок.
Это снова образ северного сияния.

И в отличие от долганской трактовки здесь
остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов
переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не
имеющих уже зигзагообразного строения.

Надо признаться, что здесь мы немного
пофантазировали, поскольку красоч­ность ненецкой одежды побуждает к этому. Но
сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в
своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.

Каплан Н.И. Народное
декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для
учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,:
Просвещение, 1980. – 125 с.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st046.shtml
— здесь электронная книга с иллюстрациями «Народные художественные ремесла
Ямало-Ненецкого автономного округа»

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php
— здесь статья Натальи Федоровой «Искусство Земли северного оленя»

Декоративно-прикладное искусство своими руками

Люди издавна стремились украсить все что их окружает, свое жилище, одежду, утварь. Мастера славились не только качеством изделий, но и их красотой.

В каждый предмет, сотворенный рукой умельца, была вложена душа и свое собственное видение окружающего мира.

И в наше время существует огромное количество видов декоративно-прикладного искусства, создают мастера настоящие шедевры своими руками, используя технологии предков и добавляя собственные изобретения и новшества.

Прикладное искусство — это целый пласт культуры народов и великое множество разнообразных поделок, применяющихся в самых различных областях быта, имеющих практическое применение и приносящих эстетическое удовольствие.

В современном мире существует колоссальное количество различных видов прикладного творчества, в ход идут абсолютно любые подручные средства – бумага, бисер, нитки, ленты, солома, дерево, ткань, кожа, мех и многое другое. Используются разнообразные техники и различные способы обработки материалов.

Это важно:  АЖУРНАЯ ШАЛЬ КРЮЧКОМ

Например, самая простая бумага является основой в таких техниках как – оригами, бумагопластика, радужное складывание, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание и это лишь основные направления.

Снегурочка, выполненная в технике работы с бумагой – квиллинг:

С детства мы приучены создавать поделки, приуроченные к каким-либо событиям и праздникам, для кого-то это остается лишь детским развлечением, а для кого-то становится увлекательным хобби и даже работой. Каждый творческий человек находит для себя занятие по душе, ведь выбрать действительно есть из чего.

Техники вязания, шитье, лепка, резьба по дереву, вышивка, бисероплетение, рисование, аппликация, лепка из различных материалов, мыловарение, фильцевание и многое другое, а также сочетание нескольких техник – любой подберет для себя сферу воплощения собственных творческих порывов, независимо от пола и возраста.

Шитье одно из крупных разделов прикладного искусства. Оно включает в себя как традиционное изготовление одежды и предметов быта. Так и декоративные техники:

  • вышивка – крестиком, гладью, лентами и т.д.;
  • лоскутное шитье или квилтинг – соединение кусочков тканей в целые полотна, с определенным рисунком, используется для создания одеял, одежды и т.д.;
  • цумами канзаши – техника складывания кусочков шелка, схожа с оригами, но в основе изделий лежит ткань.

Вязание также имеет множество форм, вязание крючком и спицами, на вилке, тунисское вязание, жаккардовое вязание и прочее.

К видам рукоделия где применяется технология плетения традиционно относят следующие виды искусства:

  • бисероплетение;
  • ганутель;
  • макраме;
  • плетение кружева.

Бисероплетение – один из древнейших видов создания украшений. Зародилось оно еще среди древних египтян, научившихся плести ожерелья и браслеты из бисерных нитей.

Расцвет данной техники пришелся на Х век, тогда венецианские умельцы начали создавать настоящие произведения искусства, а украшенные бисером одежда, обувь и предметы обихода стали очень популярны. Американские аборигены создавали из бисера колыбели, повязки, украшения.

Интересны также изделия народов севера, которые украшали бисером шубы, унты, головные уборы и даже оленьи упряжки.

Ганутель – традиционная мальтийская техника создания цветов при помощи тонкой проволоки, шелковых нитей и бусин.

Макраме – древняя техника узелкового плетения.

Техники обработки дерева.

Обычно техники работы с деревом традиционно считаются занятием для мальчиков, однако существует немало примеров, когда представительницы прекрасной половины находят себя именно в выжигании по дереву, выпиливании или резьбе.

Перечислять виды прикладного творчества можно бесконечно. Оно нашло свое отражение практически во всех сферах нашей жизни. Талантливый мастер находит вдохновение во всем – в одежде, обуви, украшениях, сумках, предметах быта и домашней утвари.

Если вам хочется сделать приятный подарок себе и своим близким своими руками, то не стоит бояться неудачи.

Обязательно нужно пробовать, перебирать разные техники, работать с различными материалами, искать себя, ведь народный опыт, нажитый веками, подарил нам огромное разнообразие видов прикладного искусства.

И не важно к какому поводу будет приурочен ваш подарок, к новому году или юбилею, к пасхе или дню рождения, а может быть просто к вашему выходному. Главное, что любая вещь, сделанная своими руками, несет в себе ваше тепло, заботу и способна подарить самые настоящие, радостные и живые эмоции.

Проект: Элементы декоративно

  • ГОУ «П-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
  • Проект: Элементы декоративно — прикладного искусства эвенков Забайкалья.
  • Выполнили: Шешукова Ирина(8 кл.),
  • Науменко Люба (8 кл.),
  • Пыхалова Наташа (8 кл.),

Ворганова Валя (6 кл.).

Консультант: учитель технологии

  1. Г. Петровск-Забайкальский
  2. 2022 г.
  3. СОДЕРЖАНИЕ.
  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Схема обдумывания.
  4. Выявление основных параметров и ограничений.
  5. Теоретические сведения.
  6. Банк идей.
  7. Эскиз базового варианта.
  8. Правила безопасности во время работы.
  9. Технология изготовления.
  10. Контроль качества.
  11. Экономическое обоснование.
  12. Самооценка.
  13. Литература.
  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

В связи с потребностью пополнения фондов школьного этнографического музея мы решили изучить декоративно – прикладное искусство эвенков, как часть эвенкийской народной культуры.

На протяжении нескольких лет творческая группа педагогов и учащихся проводила исследование культуры народов Забайкалья: семейских, казаков, бурятов.

В настоящее время созрела необходимость пополнить наш музей экспозицией, посвященной эвенкийскому народу.

  • Материальная культура эвенков не столь богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна, воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.
  • Цель проекта: изготовление сувенира «Солнышко» и сумочки, как способ изучения декоративно-прикладного искусства эвенков Забайкалья.
  • Задачи:
  • изучить теоретический материал по данной теме;
  • — провести исследование особенностей декоративно – прикладного искусства эвенков Забайкалья;
  • — сформировать понятие о бисерном искусстве эвенков;
  • — изучить особенности и технологию изготовления эвенкийских сувениров и сумочек.
  • Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо чётко представлять все основные этапы работы.
  1. Выявление основных параметров и ограничений.

Изделия должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Должно быть выполнено аккуратно.
  2. Должно соответствовать выбранному стилю.
  3. Должно быть красивым.
  4. Должно быть прочным.
  5. Должно быть практичным.

Эвенки (старое название тунгусы) – народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. В настоящее время численность эвенков на территории Российской Федерации 30 тыс. человек. В Забайкалье проживает около 1,5 тысяч человек, которые расселяются в северных районах Каларском, Тунгокоченском, Тунгиро- Олекминском районах (приложение 1).

Эвенки-обитатели тайги, по характеру относятся к охотникам тайги, охотникам-оленеводам.

Традиции художественного оформления различных вещей и предметов быта у эвенков зародились в условиях кочевого быта и целиком были связаны с ним. Оформление костяных (роговых), деревянных и металлических предметов было дело мужчин; оформление берестяных, меховых и ровдужных предметов обихода делом женщин.

Эвенки, прекрасно умеют выделывать меха, кроить, шить и вышивать бисером. Звание мастерица – олан необходимо было заработать у народа, который был рядом, за талант и мастерство. К женщинам, которые не владели иглой и напёрстком, сородичи относились с осуждением и укором.

Изделия народного творчества достигали иногда такого совершенства и художественного уровня, что их смело можно было отнести к предметам искусства.

Какое только сырьё не использовали люди для изготовления предметов обихода! В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу, тонко выделанную оленью кожу в виде замши, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий.

Эвенки – искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно – бисер.

Орнамент. Эвенкийский орнамент строго ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции.

Он состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур.

Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность.

Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора – меховая мозаика, вышивка бисером

Меховая мозаика. Все народы Севера, в том числе и эвенки, владеют искусством меховой мозаики, т.е. сшивают изделия из тщательно подобранных небольших шкурок. Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках.

Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха.

Иногда полосы того иди другого цвета по одному краю вырезают зубчиками, и на этот край нашивают полосы другого цвета (приложение 2.) В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства. Эвенкийские женщины умели хорошо обрабатывать рыбью кожу. Из рыбьей кожи шили сумочки, игольницы, украшенные бисером.

Бисерное искусство. Эвенки относятся к той группе народов Забайкалья, которые применяли для отделки одежды и других предметов вышивку бисером. Трудно сказать, как давно появилась на Крайнем Севере вышивка бисером. Вероятно, бисеру предшествовали другие материалы.

Археологи обнаружили в древних погребениях на территории Крайнего Севера украшения из кости, а также шарики и трубочки, нашитые на одежду. Когда в эти места стали приезжать купцы, скупавшие ценную пушнину, они, видимо, и стали в качестве обменного фонда привозить бисер и бусы.

О высоком мастерстве эвенков Кастрен пишет: « Художественно оформленное копьё имело больше шансов настичь убегающего веря, красивая отделка берестяной лодки делала её более устойчивой и быстрой на волне, а оленьи сбруи, украшенные бубенцами, бусами, цветной мозаикой делали выносливой оленью упряжь. Ножны и бересты и дерева, любовно сделанные мастером – это удача на охоте. К чему ни прикоснётся эвенк, за что ни возьмётся всё получает в его рука художественное оформление».

Но далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы свыше 50 градусов.

Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, а выдерживал морозы и сохранялся китайский фарфоровый или индийский из морских раковин.

На старинной одежде и бытовых предметах северян нашит бисер непрозрачный, различный по размерам, многоцветный. Каждый народ придерживается своей излюбленной тональности.

Эвенки предпочитают желтый, зеленый, красный цвета и, разумеется, черный и белый; эти два цвета входят в любую вышивку бисером у любого народа, так как без белого и черного остальные цвета теряют свою выразительность. Эвенки очень скупо использовали бисер для украшения старинной ровдужной одежды. Каждую бисеринку прикрепляли ниткой в отдельности, как крохотный драгоценный камешек (приложение 3).

Вышивая бисером, эвенкийская женщина как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в тайге, в быту. Это настоящее творчество. Между мастерицами велись негласные соревнования. Далеко за пределами родовой общины славились лучшие из них. Таких женщин уважали.

Каждая молодая девушка должна была иметь навыки вышивания бисером. Иголка была очень ценным инструментом у эвенкийского народа, потеря иглы была дороже смерти человека. Об это свидетельствует эвенкийская сказка «Цена Иголки» (приложение 4). У каждого народа есть свои старинные орнаменты, узоры.

Они бережно хранятся, передаются молодому поколению.

  1. В качестве объекта творческого проекта мы выбрали элементы декоративно-прикладного искусства эвенкийской культуры.
  2. В процессе выбора был рассмотрен ряд вариантов: коврик («кумалан»), игольница («ага»), сумочка («хутакачан»), сувенир – оберег «Солнышко».

Вариант 1. Коврик «Кумалан» Вариант 2. Игольница («ага»)

Вариант 3. Сумочка «Хутакачан». Вариант 4. Сувенир «Солнышко».

Критерии
Варианты Наличие материалов Наличие инструментов и оборудования Достаточность знаний и умений Воможность пополнения экспозиции муея
Вариант 1 +
Вариант 2 +
Вариант 3 + + + +
Вариант 4 + + + +

Вывод: Анализ банка идей показал, что наиболее оптимальными вариантами являются вариант 3 и вариант 4.

Сувенир «Солнышко» символ любви, тепла и счастья. Круг – символ солнца, изделие с его изображением призвано увеличить жизненные силы владельца, защитить от врагов, темных сил, злы колдовских чар.

Сумочка «хутакачан».

Изготовление сумочки производилось по имеющемуся рисунку. Сумочка имеет 5 деталей: передняя часть сумки, задняя часть сумки, клапан сумочки, боковая часть сумки, ремешок. Бисером расшиваются, передняя часть сумки и клапан. Задняя часть остается неукрашенной.

  1. Правила безопасной работы.

ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ

  1. Шейте с напёрстком.
  2. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробочке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите в рот.
  3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
  4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

  1. Храните ножницы в определённом месте (коробке).
  2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
  3. Передавать друг другу кольцами вперёд.

ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ.

  1. Работать за столом при дневном свете, если недостаточно освещения использовать настольную лампу.
  2. Свет должен падать слева или спереди.
  3. Время непрерывных занятий – не более 30 минут.
  4. Для бисера использовать ткань однотонной, спокойной расцветки, чтобы бисер был хорошо виден (размером 20х20 см).
  5. Бисер хранить в небольших баночках.

ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕВЫМ ПИСТОЛЕТОМ.

  1. При разогреве пистолета обязательно под сопло положить керамическую, стеклянную подставку или блюдце, чтобы клей не капал на стол.
  2. Поверхность стола должна быть гладкой.
  3. У пистолета есть подставка, которую при работе обычно убирают, а когда ставят пистолет, то выдвигают.
  4. Не хватайть сопло или разогретый клей руками. Температура сопла и клея на его выходе из сопла, 200 градусов.
  5. Не забывать выключать пистолет из сети, после работы и даже во время работы, чтобы пистолет не перегрелся.
Это важно:  КАК СДЕЛАТЬ КОСУЮ БЕЙКУ

Способ вышивки бисером изделий для проекта – шитье «в прикреп».

При этом способе бисер сначала нанизывают на нитку, которую за­тем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Для этого берется одна или две иголки с нитями.

Первая нитка закрепляется узелком с изнаночной стороны изделия и выво­дится на лицевую. На нее нанизываются бисерин­ки, и она укладывается по контуру в соответствии с рисунком, который будет вышиваться.

Вторая нитка также закрепляется узелком рядом с пер­вой и, выйдя на лицевую сторону, прикрепляет снизу мелкими поперечными стежками.

При вышивке одной иглой после набора бисера игла выводится на изнаночную сторону и, проходя в обратном направлении, прикрепляет нитку с би­сером, находящуюся на лицевой стороне. Этот способ поможет использовать очень мелкий би­сер, в отверстие которого не проходят иглы.

  • Сувенир «Солнышко»:
  1. Кусок натуральной кожи размером примерно 15х15 см;
  2. Крупный и мелкий бисер голубого, синего, белого, зелёного, персикового, красного и жёлтого цвета;
  3. Прочная нить или тонкая леска;
  4. Игла;
  5. Клеевой пистолет;
  6. Узкая полоска меха длиной 20-30 см;
  7. Ножницы.

Вырезать ножницами из сукна небольшой круг, и вышивать бисером по рисунку.

Затем обшить мехом, и сделать подвесной шнур из бисера. Вырезать из кожи круг такого же диаметра, как и заготовка, нанести клей на заготовку, положить сверху кожаный кружок и прижать его.

Сумочка (хутакачан):

Декоративно-прикладное искусство | Редакция «Северные просторы»

Истоки декоративно-прикладного искусства Русского Севера коренятся в художественных традициях Древней Руси, обусловленных природно-климатическими условиями региона, историей, формами хозяйствования и бытовым укладом населения.

Локальные художественные центры на территории бывших Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний складывались под влиянием монастырской культуры, традиционной эстетики финноугорских народов (карел и коми), официальных стилей эпохи и пр.

Это определило стилистическое многообразие народных художественных традиций Русского Севера.

Сохранившиеся памятники декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ века тесно связаны с бытовым и общественным укладом северной русской деревни, изготовлением широкого круга вещей, сопровождавших крестьянина в праздники и будни.

Крестьянское искусство развивалось преимущественно в рамках домашних производств, женских и мужских ремесел.

Изготовление и украшение тканей, вязание составляли занятия женщин, мужские ремесла были связаны с обработкой, изготовлением, декорированием изделий из дерева, металла, кости, производством гончарной посуды.

Помимо домашних ремесел на территории Русского Севера получили развитие сельские, монастырские и городские промыслы, которые специализировались на изготовлении коробов и расписных саней, резных и расписных прялок, гончарной посуды, золотошвейных, медно-литейных и других изделий.

В узорном ткачестве, вышивке, вязании, резьбе по дереву, с одной стороны, сохранились древнейшие мотивы геометрического орнамента, связанные с языческой символикой, отголосками мифологических верований; с другой – в них отражено развитие бытового (повествование, сюжет) жанра в народном искусстве конца XIX – начала ХХ века. В изделиях народных мастеров различные виды орнамента нередко переплетаются, обретая художественное единство.

Декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено разнообразными видами художественного творчества. Едва ли не самыми распространенными из них являлись узорное ткачество и вышивка. Браное и ремизное ткачество бытовало повсеместно, особенно в северных, северо-восточных и центральных районах Архангельской губернии.

При существовании локальных особенностей для ткачества присуща единая традиционная основа – использование ромбического орнамента, выполненного красными хлопчатобумажными нитками по отбеленной ткани, фризовая композиция, крупноузорность, монументальность. Вышивка более разнообразна.

Исполненная в технике «набора», «брани», «креста», она напоминает диагональные узоры браного ткачества; шов «росписью» («полукрест»), распространенный в западных районах, особенно в Каргополье, давал более легкий, подвижный рисунок.

Со второй половины XIX века становится популярной вышивка тамбуром, в конце XIX века в северорусскую вышивку проникают городские техники, например, гладь.

Тканые и вышитые узоры всегда точно соотносились с вещью. Особенно значима роль орнамента в одежде: обрамляя края, он как бы очерчивал фигуру древними обережными знаками.

Общетипологическая особенность – орнаментирование затылочной части женских головных уборов (кички, повойника) несло в себе функции охраны человека и его связи с космосом.

Со второй половины XIX века широкое распространение получила набойка как способ оформления домотканых тканей, идущих в основном на сарафаны, а также скатерти, пологи, занавески. Обычно набойки выполнялись мастеровыми, которые ходили по деревням с набойными досками и «набивали» узор на ткань.

Современное декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено тканьем напольных дорожек, декоративными тканями из цветного лоскута, вышивкой крестом и гладью, крючковым кружевом. Традиционная техника и приемы декорирования сохраняются в основном в творчестве отдельных мастеров, как правило, работающих по заказам для музеев, выставок, художественных салонов.

Повышенная декоративность, отход от утилитарности стали приметными чертами создаваемых ими произведений. В 1968 году в Архангельске было организовано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», где осваиваются и творчески используются в современных изделиях традиции народной северной вышивки, ткачества, кружевоплетения, резьбы и росписи по дереву.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера как часть их традиционной культуры сложилось под влиянием природных условий, хозяйственных занятий и верований, но главным образом бытового уклада.

Тесно связанное с домашним производством, оно было необходимой эстетической составляющей при изготовлении множества утилитарных вещей и предметов, декорировании одежды, обуви, головных уборов, предметов быта, утвари, орудий труда, средств передвижения, жилищ и других сооружений.

Северные мастерицы использовали для своих изделий все доступные им материалы – мех, камус, ровдугу и мандарку, птичьи шкурки и рыбью кожу, подшейный волос оленей и конский волос, выделанную кожу животных, хлопчатобумажные ткани и сукно, бисер, бересту.

Мех, ровдугу, мандарку, рыбью кожу, мездру, бересту, подшейный олений волос народы Севера раскрашивали в различные цвета сажей, графитом, охрой, отваром коры ольхи и лиственницы, брусничным соком, илом, суриком, путем продымливания, отбеливания, вымачивания.

Ярко окрашенные материалы шли чаще всего для выполнения изображений и орнаментов, темные, золотисто-охристые служили фоном.

У многих народов сложилась своя излюбленная цветовая гамма: золотисто-коричневая (эвены), черно-бело-красная (якуты), темно-охристокрасная (юкагиры), бело-коричневая (нганасаны), темные тона в сочетании с белым, красным и зеленым (обские угры, ненцы), самый широкий цветовой спектр (народы Приамурья и Приморья).

Яркость и контрастность красок не случайны. С одной стороны, в них отразилась окружавшая мастериц природа (темные олени на белом снегу, зеленая трава у голубой воды), с другой – восполнялся недостаток красок в белой зимней тундре, заснеженном лесу, во время полярной ночи.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера богато и разнообразно: это мозаика меховая (а также мозаика из меха и кожи, меха и сукна), аппликация, роспись по коже, узорное вязание и ткачество, изготовление и декорирование изделий из дерева, бересты, кости, металла, плетение и др.

Оно испытало влияние соседей в процессе взаимодействия культур. Так, под влиянием русских и китайцев распространились шелковые нитки и шитье ими у народов Амура, якутов. Узорное вязание носков, рукавиц ханты и манси заимствовали у коми-зырян. Из русской культуры пришла вышивка крестом. Изменились орудия производства, появились хорошие иглы (раньше шили костяными), ножи, ножницы, тесла, стамески, токарные и иные станки, краски, новые материалы (шелка, бархат).

При тесном соседстве групп народов в их декоративноприкладном искусстве сформировались общие и специфические черты. Так, можно выделить два очага художественной обработки бересты – обский (ханты, манси, селькупы) и амурский (ульчи, нанайцы и др.).

По художественной обработке меха определились два направления – северосамодийское (ненцы, энцы, нганасаны, северные ханты и селькупы) и северо-восточное (чукчи, коряки, эскимосы, отчасти якуты, юкагиры). По бисерной отделке меховой и ровдужной одежды и обуви – тунгусский почерк обрел своеобразие у эвенков, эвенов, долган.

По отделке меха цветными сукнами отличался север Западной Сибири (ненцы, ханты, манси). Вышивкой шерстью знамениты южные ханты и манси, аппликацией и шелковым шитьем – амурские народы, шитьем серебряными нитями – якуты.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера со временем изменялось и развивалось. Не все приемы и способы украшения одежды сохранились до настоящего времени.

В прошлое ушла техника народов северо-востока Азии, украшавших одежду и предметы быта узкими полосками прозрачной кожи из трахей, пищеводов собак, нерп, чаек, их переплетами через разрезы на темной коже или ровдуге.

Утрачено и уникальное искусство эскимосов шить камлейки из кишок нерпы, их украшали кусочками шерсти детенышей моржа, окрашенными в красный и синий цвета, и каймой из птичьих шкурок. Сегодня об этой технике можно судить лишь по музейным экспонатам.

В художественные промыслы превратились в XIX веке ювелирное искусство якутов, резьба и гравировка по кости чукчей и эскимосов, плетение бисером у хантов и манси. В ХХ веке подобную трансформацию претерпели и другие виды декоративно-прикладного искусства (мозаика из меха и кожи, аппликация, шитье и плетение бисером, подшейным оленьим волосом, узорное вязание и др.).

Оценка сообщения: (Еще не оценили) Загрузка…

Декоративно-прикладное искусство народов Севера России — живая народная традиция

Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.

Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев, путешественников и ученых. Эти работы восхищают и сегодня.

Ценно, что мы имеем здесь дело не с прошлым, не с достоянием истории, а с живым искусством сегодняшнего дня. Десятки мастеров Крайнего Севера — наши современники — прекрасно владеют приемами обработки и художественного оформления различных материалов. Народная традиция живет, продолжая развиваться в современных условиях.

Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна.

Особенно поражает богатство красок: яркая нежная зелень болотистых низин, темные массивы лесов, переливчатая игра света и теней на горных склонах, голубизна неба, синева рек, красная и синяя россыпь ягод, мхи — от зеленовато-желтоватого до бархатно-черного. Колористическое богатство природы и воплотилось в произведениях народного декоративного искусства. Территория Крайнего Севера простирается на тысячи километров.

Сколько народов на Крайнем Севере — столько разновидностей кроя, колорита, приемов отделки. Природный вкус, чувство прекрасного женщины — северянки прежде всего выражают в искусном подборе меха.

Сшивая шкурки различных животных, они добиваются удачных сочетаний фактуры, мягкости или контрастности цветовых переходов с беличьей спинкой, мехом выдры или колонка.

Меховые вещи бывают украшены костью, металлом, ровдужными кистями и кантами, вставками и каймой из красного, синего и желтого сукна.

Особенно декоративно в сочетании с мехом шитье бисером. Бисер приходится закреплять плотными, без просветов, рядами на полосках кожи или ткани, которые затем вшивают в мех.

По народному преданию, разноцветный непрозрачный бисер в старину доставлялся в Сибирь из далекой Индии, где бисеринки вытачивались из океанских раковин. И это похоже на правду.

Старинный бисер необычайно разнообразен по форме, размерам и оттенкам; в одном ряду вышивки не найти двух одинаковых бисеринок.

Наряду с шитьем бисером, на Крайнем Севере распространено удивительное искусство — меховая мозаика. Это композиции из кусков меха, контрастных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом — темным на светлом и светлым на темном фоне.

Всеобщий интерес вызывают конкурсы на лучшее национальное художественное изделие, выставки новых произведений.

С годами увеличивается число мастеров и мастериц народных художественных промыслов, выпускающих изделия национального декоративно-прикладного искусства: унты, расшитые бисером и отделанные мозаикой из меха, меховые ковры, женские украшения из кости, меха и металла, куклы в национальных одеждах.

Большинство работ отличается ярко выраженным национальным колоритом и все это потому, что, как говорилось выше, живая народная традиция продолжает развиваться в благоприятных современных условиях, привлекая все новых талантливых самобытных мастеров.

По материалам статьи Каплан Нины Ильиничны

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы (стр. 1 из 6)

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • средняя общеобразовательная школа № 31
  • Декоративно-прикладное искусство
  • народов Сибири на примере народов
  • самодийской группы
  • Выполнила:
  • Ученица 8 «А» класса
  • Стеклова Анастасия
  • Руководитель:
  • учитель технологии
  • Жевлакова Надежда Николаевна
  • Томск 2009
  • Содержание
Это важно:  КОЛОКОЛЬЧИК ИЗ ШАРОВ

1. Исторические сведения о самодийской группе народов Сибири……………… 4

2. Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы………….. 6

2.1. Декоративно-прикладное искусство селькупов……………………. 6

2.2. Декоративно-прикладное искусство ненцев………………………… 7

2.3. Декоративно-прикладное искусство энцев и нганасан ……………. 9

  1. 3. Характеристика костюмов одежды народов Сибири самодийской
  2. группы…………………………………………………………………………………… 11
  3. Заключение……………………………………………………………………………… 18
  4. Список литературы ……………………………………………………………………. 19
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы…………………………………………………………………………………… 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Одежда народов самодийской группы……………………………23

Декоративно-прикладное искусство народов всегда привлекало к себе внимание, будь это рисование, вышивание, плетение бисером, поделки из бересты, дерева, металла, глины.

Если вспомнить историю, то именно наши предки использовали в своей жизни различные первобытные материалы: посуду из глины, дерева, орудия труда из металла, одежду из меха. В настоящее время, сохранившиеся изделия народов Сибири можно найти в музеях, домах народного творчества.

Ты мастер декоративно прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство самодийской группы народов Сибири отражает историю этих народов и является культурным наследием России и всего человечества.

Изделия ручной работы красивы, привлекают внимание, а если это еще будет изготовлено своими руками, то от них будет просто не отвести глаз.

С годами увеличивается число предприятий художественных народных промыслов, выпускающих изделия национального прикладного искусства: унты, расшитые бисером и отделанные мозаикой из меха, меховые ковры, женские украшения из кости, меха и металла, куклы в национальных одеждах [4. С. 18].

Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные ценности, обладающие общественной значимостью.

Я считаю, что декоративно-прикладное искусство самодийской группы народов Сибири это целая история этих народов, которую должны знать, стремиться к этим знаниям дети и взрослые.

Мне хотелось бы больше узнать о видах творчества народов Сибири, у каждого народа оно своё, для своей работы я выбрала творчество народов Сибири — народов самодийской группы.

  • Цель реферата заключается в знакомстве с народами самодийской группы, их жизнедеятельностью, декоративно-прикладным искусством.
  • Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  • 1. Изучить литературные источники по проблеме исследования историко-этнографических аспектов народов самодийской группы;
  • 2. Выявить общее и особенное в предметах «Декоративно-прикладного искусства народов самодийской группы»;

3. Ознакомить одноклассников с декоративно-прикладным творчеством народов самодийской группы.

Данная тема мне интересна. Актуальность работы заключается в том, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, его необходимо изучать, передавать свои знания из поколения в поколения. Информация, собранная мною из многих источников литературы, сети Интернет может использоваться как моими одноклассниками, так и учениками других классов.

1.
Исторические сведения о самодийской группе

Народы самодийской группы говорят на уральском языке. Вопрос о прародине уральских языков до сих пор является спорным.

Однако предполагают, что уральское языковое объединение формировалось из одного языка-предка или уральского языка-основы в течение 5-3 тыс. до н. э. в Западной Сибири от Урала до Верхнего Приобья.

Самодийская языковая семья включает северо-самодийскую подгруппу языков, объединяющую современных ненцев, энцев, нганасан и селькупов.

Народы самодийской группы это жители севера и проживают в основном на территории Ямало-Ненецкого и Долгано-Ненецкого (Таймырский) автономных округов.

04.04.2020 Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству

На территории нашей Томской области проживают селькупы в Верхнекетском, Каргасокском, Парабельском, Колпашевском районах, небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края и других районах Тюменской области [12]. К 17 в.

среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились следующие хозяйственно-культурные типы: 1) пеших охотников и рыболовов таёжной зоны и лесотундры (селькупы); 2) кочевых таёжных оленеводов-охотников и рыболовов (лесные ненцы и северные селькупы); 3) кочевых оленеводов тундры и лесотундры (энцы, нганасаны).

Главной задачей общества являлось разрешение противостояния человек – природа, стремление любыми доступными средствами баланса между воспроизводством культуры и природы. Древние правила охотничьей этики, например, предписывали особое отношение к объектам промысла.

Обычай завещал селиться близ облюбованного зверьми места, громко разговаривать, кричать в лесу, охотиться в непромысловое время, отстреливать молодняк и беременных самок. Перед выходом на промысел охотник должен был соблюдать определенный ритуал, направленный на установление нормальных отношений с духами – хозяевами мест.

Рыболовные запоры ставились таким образом, чтобы в них не задерживалась молодь. Подобные правила применялись по отношению ко всем объектам промысла. Среди традиционных обществ существовал негласный принцип: как я отношусь сегодня к природе, так завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ.

Таким образом, соблюдалось устойчивое экологическое равновесие в природе, гарантирующее существование и жизнедеятельность традиционных культур.

Основным хозяйственным занятием племен самодийской группы народов Сибири было оленеводство и охота, а в низовьях Оби, Таза и Енисея – рыбная ловля (у селькупов). Главными объектами промысла были песец, соболь, горностай. Пушнина служила основным товаром при выплате ясака и при торговле. Пушниной также расплачивались в качестве калыма за девушек, которых выбирали себе в жены.

Видеоурок. Декоративно-прикладное искусство. Улитка.

Основным источником питания являлось мясо животных, селькупы питались рыбой и оленьим мясом.

Выставка работ декоративно-прикладного творчества прекрасной половины нашего посёлка.

В религиозном отношении народы Сибири принадлежали к различным системам верования. Наиболее распространенной формой верований был шаманизм, основывающийся на анимизме – одухотворении сил и явлений природы.

Отличительной чертой шаманизма является вера в то, что определенные люди – шаманы – имеют способность вступать в непосредственное общение с духами – покровителями и помощниками шамана в борьбе с болезнями.

Народы Сибири имеют заслугу в изобретении таких оригинальных транспортных средств, как оленьи и собачьи упряжки. Оленный транспорт до сих пор, несмотря на распространение современных технических средств, сохраняется по всему Северу и играет значительную роль в хозяйственной деятельности оленеводов и охотников.

Духовным наследием является фольклор народов.

Жанровый состав его включает героические сказания и песни, легенды и предания, бытовые сказки, обрядовые поэзию, шаманские песни, волшебные сказки, сказки о животных, космогонические мифы.

В фольклоре народов Сибири накоплен огромный опыт знаний о своей истории, заключен богатый материал о мировоззрении народа, его духовной культуре, об этнической психологии, морально-этнических и правовых нормах.

Таким же уникальным изобретением является одежда народов Сибири. Одежда надежно защищает человека от холода, позволяет чувствовать себя комфортно в разных природно-климатических поясах.

В наше время национальная одежда сохранилась в основном у оленеводов и у населения, занятого охотничьим промыслом – ненцы, энцы, нганасаны.

Однако до сих пор, даже не у коренного населения, сохраняется спрос на меховую обувь из оленьих шкур, меховые шапки и рукавицы, изготовленные в традициях народов Сибири [2. С.450].

2.
Декоративно-прикладное искусство народов

Декоративно-прикладное искусство, созданное народами севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна. Особенно поражает богатство красок: яркая нежная зелень болотистых низин, темные массивы лесов, переливчатая игра света и теней на горных склонах, голубизна неба, синева рек.

Колористическое богатство природы и воплотилось в произведениях декоративного народного искусства. Для изготовления различных изделий, поделок использовались в основном природные средства – это дерево и береста; шкуры и кости различных животных, в основном оленя, зайца, лисы, белки и других; травы.

Меховые вещи бывают украшены костью, металлом, ровдужными кистями и кантами, вставками и каймой из красного, синего и желтого сукна. Особенно декоративно в сочетании с мехом шитье бисером. Бисер приходится закреплять плотными, без просветов, рядами на полосках кожи или ткани, которые затем вшивают в мех.

Наряду с шитьем бисером, на севере распространенно удивительное искусство – меховая мозаика.

Это композиции из кусков меха, контрастных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – темным на светлом и светлым на темном фоне.

Например, на плечах и нижнем крае верхней зимней одежды ненцев по темному фону вырисовываются белые зигзаобразные фигуры, сильно вытянутые по вертикали, с тонкими линиями и утолщениями в углах (см. Приложение 1, рис.10)[4. С.12-16].

Декоративно-Прикладное Искусство «Чудеса Своими Руками»

Курс включает в себя:

Знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного творчества:

Современное декоративно-прикладное искусство

  • Рисование (мелки, карандаш, акварель, батик),
  • Работа с природным материалом: аппликации из листьев (открытки, панно, посуда), коллажи (декоративные, флористические), кракле (работы с применением яичной скорлупы), игрушки и праздничные композиции из природных материалов (шишки сосновые, еловые, лиственницы, ольховые, желуди, каштаны),
  • Работа с соленым тестом (декоративные панно, подвесы, пандоры),
  • Работа с пластилином (плоскостные и объемные),
  • Работа в технике папье-маше,
  • Работы в технике прямого и обратного декупажа (выполнение работ на деревянной поверхности, стекле, бумаге),
  • Фильцевание — валяние из шерсти (мокрое),
  • Открытки (батик, скарбукинг),
  • Текстильные куклы (народная кукла, куклы с применением природных материалов).

Цель курса

  • формирование позитивного отношения к декоративно — прикладному искусству,
  • мотивация к творчеству и созданию работ своими руками.

Задачи курса:

  • совершенствования мелкой моторики рук, как основы умственного развития ребенка,
  • научить первичным навыкам работы с различными декоративными и природными материалами и инструментами,
  • ознакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,
  • развитие образного и пространственного мышления и воображения, творческих способностей и навыков,
  • развивать воображение, глазомер, эстетический вкус, чувство меры,
  • развивать аккуратность и усидчивость при выполнении работы,
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

05.04.2020 Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству

  • Возраст: от 5 до 10 лет
  • Количество детей в группе: 6-7 человек
  • Занятия проходят 3 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: воскресенье, вторник, четверг или понедельник, среда, суббота. Все виды творческой деятельности предлагаются в зависимости от возраста и навыков детей.

    Немного о курсе

    Программа «Чудеса своими руками», приобщает ребенка к удивительному миру творчества.

    Дает возможность поверить в себя и в свою неповторимую индивидуальность.

    Развивает у ребенка изобразительные и художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, воображение и творческую активность, самостоятельность взглядов и умение выразить себя через творчество.

    Через знакомство и приобщение ребенка к декоративно-прикладному творчеству — происходит формирование художественно – эстетического вкуса и гармонии.

    Декоративно-Прикладное Искусство «Чудеса Своими Руками»

    Курс включает в себя:

    Знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного творчества:

    • Рисование (мелки, карандаш, акварель, батик),
    • Работа с природным материалом: аппликации из листьев (открытки, панно, посуда), коллажи (декоративные, флористические), кракле (работы с применением яичной скорлупы), игрушки и праздничные композиции из природных материалов (шишки сосновые, еловые, лиственницы, ольховые, желуди, каштаны),
    • Работа с соленым тестом (декоративные панно, подвесы, пандоры),
    • Работа с пластилином (плоскостные и объемные),
    • Работа в технике папье-маше,
    • Работы в технике прямого и обратного декупажа (выполнение работ на деревянной поверхности, стекле, бумаге),
    • Фильцевание — валяние из шерсти (мокрое),
    • Открытки (батик, скарбукинг),
    • Текстильные куклы (народная кукла, куклы с применением природных материалов).

    Цель курса

    • формирование позитивного отношения к декоративно — прикладному искусству,
    • мотивация к творчеству и созданию работ своими руками.

    Задачи курса:

    • совершенствования мелкой моторики рук, как основы умственного развития ребенка,
    • научить первичным навыкам работы с различными декоративными и природными материалами и инструментами,
    • ознакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,
    • развитие образного и пространственного мышления и воображения, творческих способностей и навыков,
    • развивать воображение, глазомер, эстетический вкус, чувство меры,
    • развивать аккуратность и усидчивость при выполнении работы,
    • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
    • Возраст: от 5 до 10 лет
    • Количество детей в группе: 6-7 человек
    • Занятия проходят 3 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: воскресенье, вторник, четверг или понедельник, среда, суббота. Все виды творческой деятельности предлагаются в зависимости от возраста и навыков детей.

      Немного о курсе

      Программа «Чудеса своими руками», приобщает ребенка к удивительному миру творчества.

      Дает возможность поверить в себя и в свою неповторимую индивидуальность.

      Развивает у ребенка изобразительные и художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, воображение и творческую активность, самостоятельность взглядов и умение выразить себя через творчество.

      Через знакомство и приобщение ребенка к декоративно-прикладному творчеству — происходит формирование художественно – эстетического вкуса и гармонии.