ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Краткое содержание:

Роспись

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, «в горошек» и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-«крылатки» отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.

Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование

Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

Различные круги — символ солнца, волны — неба

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Дымковская игрушка лошадка

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Это важно:  ВЫКРОЙКА БОЛЬШЕНОЖКИ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе

Анастасия Бутурлина
«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе

«Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе.

«Дымковская роспись».

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).

2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура»

Активизация словаря: Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

«Дымковская игрушка», 1968 г. Первый цветной фильм Кировской телестудии

Материал: Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.

1. Выставка в группе дымковских игрушек.

2. Дидактическая игра: «Найди такой же».

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.

(дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?

Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки.

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, линии, точки, кольца, красный, желтый…

Воспитатель: А вы хотите стать мастерами и расписать свою игрушку?

Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой, Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,

не поеду – полечу Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Остановится

Помашу тебе рукой! Помахать руками.

Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.

Вы теперь мастера, и должны превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме: точки можно рисовать тычком концом кисти или ватной палочкой.

Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.

И прежде, чем начать нам рисовать

Предлагаю пальчики размять.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка с села Дымково. Ее нам отправили дымковские мастера. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: Тогда пойдемте, откроем ее.

Россиночка. Дымковская роспись. Раскраска. 15 мин.

Ой, да это же дымковская фигура лошадки. Вы хотите расписать настоящую дымковскую игрушку и подарить мамам и папам?

Воспитатель: Предлагаю вам взять себе по одной игрушке улыбнуться, сказать до свидания гостям и пойти в группу.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского коня» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Дымковская лошадка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать продуктивную.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломские мастера» Программное содержание. Учить детей всматриваться в узор на посуде, передавая все элементы, характерные для хохломской росписи. Познакомить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Нарядная лошадка» Тема: Нарядная лошадка Цели: • Учить наносить узор (точки) с помощью тычка. • Закреплять навыки прорисовки основных элементов дымковской.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Батик» Тема:»Цветы для попугая Кеши»(Батик) Программное содержание: 1. Познакомить с новым видом рисования по мокрой ткани (холодный батик).

Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Декоративная дымковская роспись Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна Цель. Продолжаем.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.

Декоративное рисование. Цикл занятий по обучению рисования элементов дымковской росписи

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Серия «Искусство-детям». Художественные альбомы для занятий с детьми 5-9 лет

«Дымковская игрушка». Художественный альбом для занятий с детьми 6-8 лет

Мир дымковской игрушки — это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: «Многоцветные дымки», «Всадники», узоры «Солнышко», «Уточка с утятами», «Дымковские узоры», «Индючок», «Наряд крестьянки», «Птичка и водоноска».

Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 12. «Дымковская игрушка».

Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской игрушки , отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими впечатлениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры — яркие, праздничные цвета. В конце занятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры.

Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом — так рисуют народные мастера. Лучше работать гуашевыми красками.

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок.

Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печатки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке.

Утушка — любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточку с утятами узором «солнышко».

Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка.

Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.

Индючок—традиционный мотив дымковской игрушки . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, читают четверостишье народного мастера А. Дьякова.

Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и печаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры.

Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами.

В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету.

В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варьируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.

Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок.

Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.

Дети самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни.

Продолжаем развивать эстетическое эмоциональное восприятие образа игрушки .

«Водоноска» дымковская роспись

На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской игрушки . Главная особенность— лепка фигурки из глины.

Для работы понадобятся:

глина (можно заменить пластилин ом);

дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная);

стеки—деревянные или пластмассовые палочки с плоскими округленными концами разной формы (см. обложку);

баночка с водой;

Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2—3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской — белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью.

Если фигурка была вылеплена из пластилин а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка.

Это важно:  КВАДРАТНАЯ СКАТЕРТЬ КРЮЧКОМ СО СХЕМОЙ

Уроки творчества Дымковские узоры

Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки надо слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей игрушки .

Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит празднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня.

Мастер-класс «Игрушка из Дымково» в технике гуашевой живописи

В игрушечном цирке представление. Все дымковские игрушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игрушечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка.

Спешат принять участие в представлении и другие дымковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки.

Урок по росписи дымковской игрушки. Мастер-класс #4

Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно такое задание совместить с лепкой разных фигурок дымковских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми.

Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая карусель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, стихотворения о дымке.

Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование

Опубликовал: admin в Рисование 23.03.2022 0 206 Просмотров

Дымковская роспись: отличительные особенности и технология изготовления дымковских игрушек на примере пошагового мастер-класса с подробными видео сюжетами

Дымковская роспись не менее древний вид русского народного прикладного искусства, чем другие виды живописи. Родиной этой техники считается село Дымково, в котором и начали производить глиняные свистульки и расписные шарики к весеннему празднику Свистопляска. Дымковская роспись представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров. И только спустя 400 лет об этих удивительных и красочных изделиях узнала вся страна, и спрос на них стал огромным.

Традиционно свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козел, олень, лошадка, баран, но постепенно стали приобретать все более вычурные формы и уже в XIX веке среди животных могла встретиться и барыня в нарядном платье, и купчиха, и офицер или другие категории горожан.

Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой яркой краской – на белом фоне изделия могут встречаться до десяти различных цветов. Яркий праздничный цвет – это отличительная особенность дымковской палитры. При этом орнамент всегда самый простой – круги, зигзаги, точки, волнистые линии образуют определенные узоры, которые несут определенную информацию. Как и прочие виды народных промыслов, дымковская роспись символична – волнистая линия обозначает воду, звездочка в середине круга – солнце и другие небесные светила, перекрещенные полоски – колодец.

Для производства дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с коричневым мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем отдельные элементы скрепляют между собой, используя жидкую красную глину. Следы соединений аккуратно заглаживают, чтобы добиться ровной поверхности.

Затем вылепленные игрушки тщательно просушивают, обжигают в специальных печах при высоких температурах, и только после этого, покрывают специальными темперными белилами, поверх которых будут наноситься дальнейшие узоры.

Раньше декоративное рисование велось палочками и перьями с помощью темперных красок, замешанных на яйце с квасом, а расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало краскам дополнительный блеск и яркость. С развитием химической промышленности для росписи стали применяться яркие анилиновые красители и потребность в покрытии изделий яичной смесью пропала.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали, которые придают дополнительный блеск и вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Давайте подробнее разберем процесс создания дымковской игрушки на примере небольшого мастер-класса.

Мастер-класс по созданию дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа — создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.

В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.

Этапы изготовления дымковской скульптуры

На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.

После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.

После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.

Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.

С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям. На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.

Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.

Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.

Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком — это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.

В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.

Видео по теме

Этот вид народно творчества достаточно прост в исполнении и с ним вполне может справиться любой желающий даже в домашних условиях. Особенно интересен и полезен он для детей, поскольку лепка и рисование развивает детскую моторику и фантазию, а возможность сочетать различные красители прививают художественный вкус и чувство гармонии.

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов об изготовлении и росписи дымковской игрушки, которые помогут вам освоить этот удивительный вид народного творчества.

Роспись

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, «в горошек» и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-«крылатки» отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.

Это важно:  КАК ЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ВИДЕО УРОКИ

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.

Дымковская роспись

Гончарное ремесло – один из старейших русских промыслов. Помимо полезной в быту утвари, на свет появлялись глиняные фигурки, которые выполняли роль игрушек и обрядовых предметов. Так началась история дымковской росписи – самобытного символа Вятского края и народного искусства России в целом.

Весенний праздник Свистопляска на Вятской земле отмечался с языческим размахом. Повод сложно назвать радостным: таким образом чтили память погибших в Хлыновском побоище. По преданию вятская и устюжская дружины в темноте перепутали друг друга с вражескими воинами, что закончилось большой трагедией. Но время лечит, и на память об этом событии остался праздник с песнями, плясками и, как видно из названия, свистом. Специально для этого изготавливали свистульки – игрушки с отверстиями. Вскоре это оформилось в традицию, а фигурки стали красить в яркие цвета. Так постепенно оформилась дымковская роспись, названная в честь слободы у города Вятки (ныне Кирова).

Традиционно производством игрушек занималось женское население слободы Дымково. Мастерицы сами набирали в округе красную глину, месили её с речным песком и лепили фигурки. Из шарообразного комка формировалось тело, затем с плавными переходами жидкой глиной прикреплялись детали – руки, ноги, хвосты, аксессуары. После просушки поделку покрывали разведённым в молоке мелом, искусно расписывали красками, подчёркивали позолотой и добавляли последним слоем взбитое яйцо для яркости. Красочный товар привозили в Вятку, где игрушки охотно раскупали.

Искусство передавалось от поколения к поколению, но в 20-х годах XX века чуть не оказалось преданным забвению. Промысел от вымирания спасла мастерица Анна Мерзина, которая продолжала лепить игрушки, в то время как её товарки осваивали более выгодный тогда гипс. Чуть позднее была организована артель, чтобы мастерицы сохранили традиции и передали их будущему поколению. Так возродилась дымковская роспись на игрушках со всей своей самобытностью и узнаваемым почерком.

Особенности дымковской игрушки

Основные элементы росписи – круги, клетки, полоски и точки с чёткими границами. Кажется, что игрушку украшал ребёнок – возможно, поэтому она неизменно вызывает только положительные эмоции. Поскольку фигурки выполняются только вручную, на свете не существует двух абсолютно одинаковых изделий, каждая игрушка индивидуальна и с характером. Самые популярные образы – яркие птицы с пышными хвостами, барыни в изысканных городских нарядах, барашки, лошадки, колокольчики, кавалеры и всадники. Коллекционеры ценят сюжетные фигурки, с помощью которых можно создавать сценки – например, деревенский праздник.

Дымковская роспись всегда контрастная и жизнерадостная – чёрный цвет присутствует минимально, только для подчёркивания деталей. Такая игрушка уже несколько веков вызывает положительные эмоции, поэтому и пользуется спросом, поэтому-то незамысловатому и самобытному вятскому сувениру быть. И кстати, вмешательство современных технологий в производство до сих пор незначительно – традиции мастерства остаются неизменными.

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!

Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе

Анастасия Бутурлина
«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе

«Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе.

«Дымковская роспись».

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

1.Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).

2.Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3.Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура»

Активизация словаря: Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Материал: Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.

1. Выставка в группе дымковских игрушек.

Дымковская игрушка

2.Дидактическая игра: «Найди такой же».

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.

(дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?

Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки.

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Дымковская игрушка история

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, линии, точки, кольца, красный, желтый…

Воспитатель: А вы хотите стать мастерами и расписать свою игрушку?

Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой, Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,

не поеду – полечу Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Остановится

Помашу тебе рукой! Помахать руками.

Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.

Вы теперь мастера, и должны превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти,но круг потом закрашиваем по форме: точки можно рисовать тычком концом кисти или ватной палочкой.

Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.

И прежде, чем начать нам рисовать

Предлагаю пальчики размять.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка с села Дымково. Ее нам отправили дымковские мастера. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: Тогда пойдемте, откроем ее.

Ой, да это же дымковская фигура лошадки. Вы хотите расписать настоящую дымковскую игрушку и подарить мамам и папам?

Воспитатель: Предлагаю вам взять себе по одной игрушке улыбнуться, сказать до свидания гостям и пойти в группу.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского коня» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Дымковская игрушка Рисуем вместе

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Дымковская лошадка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать продуктивную.

Дымковская игрушка. (Презентация/видео/фильм/Киров)

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломские мастера» Программное содержание. Учить детей всматриваться в узор на посуде, передавая все элементы, характерные для хохломской росписи. Познакомить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Нарядная лошадка» Тема: Нарядная лошадка Цели: • Учить наносить узор (точки) с помощью тычка. • Закреплять навыки прорисовки основных элементов дымковской.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Батик» Тема:»Цветы для попугая Кеши»(Батик) Программное содержание: 1. Познакомить с новым видом рисования по мокрой ткани (холодный батик).

Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Декоративная дымковская роспись Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна Цель. Продолжаем.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.