ВЫШИВКА ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ

Краткое содержание:

Вышивка шелковыми лентами

Вышивка шелковыми лентами известна людям издавна. Она позволяет создавать красивые объемные композиции, которыми можно украсить одежду, сумочку, шляпку или подушку.

Шелковые ленты использовали еще с древних времен. Ими украшались волосы, декорировалась одежда и мебель. Вышивка шелковыми лентами приобрела широкое распространение во Франции XVIII века, в эпоху Рококо. Шелковыми лентами вышивали не только одежду, но и белье. Из Франции вышивка шелковыми лентами перекочевала в Англию, а оттуда распространилась в страны Британской Империи, в том числе и в Америку.

Вышивка шелковыми лентами была особо популярна во второй половине XIX века: ей украшали не только одежду, но и одеяла, шляпки, зонтики, абажуры и разные безделушки. Потом популярность этого вида рукоделия пошла на спад, но в последнее время вышивка шелковыми лентами начала возрождаться, а интерес к ней не угасает, а наоборот, все усиливается.

Что необходимо для вышивки шелковыми лентами? В первую очередь, конечно, сами ленты. Разумеется, лучше всего использовать специальные шелковые ленты для вышивки (стандартная ширина 4-7 мм). Если у вас нет возможности достать такие ленты, допустимо использовать ленты из синтетического атласа шириной до 1,2 см (для натурального шелка приемлема ширина ленты до 2 см). Лента должна быть мягкой. Самая красивая вышивка шелковыми лентами получается при использовании лент натуральных оттенков. Синтетические ленты можно красить красками для шелка, но после покраски они становятся жестче.

Некоторые ленты можно стирать, они делаются из высококачественной ткани и имеют кромку. Обычно такие ленты снабжаются инструкцией по уходу. Декоративные ленты стирать нельзя; вместо кромки их край уплотнен, чтобы предотвратить распускание ленты. Декоративные ленты используют только для отделки. При вышивке шелковыми лентами выбор вида ленты зависит от того, какое изделие вы собираетесь декорировать.

Также для вышивки шелковыми лентами нужны специальные иглы — толстые, с широким удлиненным ушком. Иглы синель имеют острый кончик, трикотажные (гобеленовые) — тупой. Иглы отличаются по номерам — чем меньше номер, тем больше игла. Выбор номера иглы зависит от ширины ленты и толщины ткани. Иглы №24 — самые маленькие, их используют при вышивке шелковыми лентами толщиной в 2-3 мм. Иглы № 18-22 подходят для лент толщиной 7, 9 и 12 мм. Лучше выбирать позолоченные иглы: гальваническое покрытие не позволяет ей ржаветь, поэтому она всегда будет легко скользить в ткани.

Для вышивки шелковыми лентами можно использовать практически любые ткани. Самые распространенные виды тканей — это хлопковые (муслин, плис, батист, рогожа, сатин), льняные (полотно, холст), шелковые (шелковый тюль, шифон) и шерстяные (джерси, креп, твид). В принципе, этими тканями выбор не ограничивается. Для вышивки шелковыми лентами подходит любой материал, отличающийся прочностью (чтобы удерживались стежки) и эластичностью (чтобы легко проходила нить). Если ткань очень плотная, для прокола отверстий под стежки можно использовать шило или толстую иглу синель. Ткань должна хорошо сочетаться с лентой.

Также для вышивки шелковыми лентами используют пяльцы (чтобы лучше натянуть ткань), вышивальные нитки (для закрепления ленты в конце работы), бусины и другую фурнитуру для отделки. Технология вышивки шелковыми лентами принципиально не отличается от других видов вышивки. Единственное отличие — это использование лент вместо ниток, и как результат — объемность вышивки. Вышивка шелковыми лентами часто используется в сочетании с вышивкой бисером, крестиком и гладью.

Как ухаживать за изделиями, выполненными в технике вышивки шелковыми лентами? Во-первых, стирать можно только те изделия, которые вышиты лентами, подлежащими стирке. Стирать изделия лучше вручную при помощи мыльной стружки или жидкого мыла. Изделия, вышитые синтетическими лентами, могут перенести машинную стирку. Для этого нужно выбрать щадящий режим и стирать изделие в специальном мешочке. Проследите, чтобы лента была хорошо закреплена.

После стирки влажное изделие встряхивают, аккуратно расправляют и оставляют сушиться. Вышивку шелковыми лентами нельзя гладить, иначе она потеряет объем. Можно гладить только ткань около самой вышивки. Если это тяжело сделать, можно использовать такую функцию утюга, как «вертикальный пар».

Вышивка шелковыми лентами — интересное хобби, которое позволяет создавать очень красивые и изысканные изделия.

Вышивка шелковыми лентами Натальи Шелобановой

Дорогие друзья, и снова с вами, уже полюбившаяся многим рубрика «Искусство для души». Спасибо вам всем за теплые комментарии и отклики! Для тех, кто впервые на моем блоге или пропустил информацию, немного расскажу о рубрике. Рубрику ведет автор блога Блог о жизни Наира Восканян. О ней я подробно рассказывала при открытии рубрики. Если вы пропустили материал, почитать все можно здесь. Приглашаю всех зайти к ней в гости!

История рукоделия. Вышивка лентами

Также хочу сообщить о возможности попасть в эту рубрику всем, кто занимается чем-то для души. Наверняка, у вас есть творческие знакомые, с которыми вы общаетесь. Если их работы или увлечения будут интересными, мы с Наирой обязательно расскажем об этом. Обо всем пишите мне на почту brezzamarina365@gmail.com А теперь передаю слово Наире.

Вышивка шелковыми лентами Натальи Шелобановой

Любовь с первого взгляда, вот как можно охарактеризовать выбор вида искусства Натальи Шелобановой. Один взгляд на удивительно прекрасную вещь, может привнести в жизнь новое направление и новые краски. Так произошло и у Натальи, когда в Риге она увидела прекрасное изделие расшитое лентами. С тех пор нет покоя Наталье, каждый день, после основной работы она берет в руки иголку и …начинает творить красоту, которой мы с вами можем наслаждаться. Нежнейшие работы Наталья, вышитые лентами, так и манят к прикосновению. Цветы, которые не засохнут и будут радовать вас в любую погоду, вот что выходит из -под иглы этого чудесного мастера, влюбленного в свое дело.

Наталья, прочитала, что ваше увлечение — вышивка лентами вошла в вашу жизнь относительно недавно- 3 года назад. С чего все началось?

Добрый день, дорогие читатели блога. В начале нашей беседы я хочу поблагодарить ведущую рубрики «Искусство для души» Наиру, которая нашла мое творчество интересным и решила познакомить вас с таким, еще пока молодым видом рукоделия как вышивка лентами.

Мое увлечение объемной вышивкой началось три с половиной года назад. Именно тогда я попала на Рождественский базар в городе Рига и обратила внимание, какие же латышские женщины рукодельные. Ни в коем случае я не умоляю достоинств наших дам, но там это культ. Люди создают и продают свои творения везде. Каждые выходные, не говоря уже о праздниках, на улицах Риги, рядом с основными достопримечательностями организуют вернисажи народного творчества. Гости города имеют уникальную возможность приобрести традиционные товары латышских рукодельниц в любой части Риги.

Вот на одном таком вернисаже мое внимание привлек искусно связанный комплект, состоящий из шапочки и перчаток расшитые шелковыми лентами. Аккуратно вышитые розочки были настолько реалистичны, что создавали иллюзию только что сорванных цветов, которыми украсили шапочку. Конечно, я поинтересовалась у мастерицы, как это было выполнено, но в ответ услышала: « Все очень просто, никаких секретов здесь нет».

По возращению в Москву я все еще была под впечатлением. Решила, что хочу попробовать себя в этом виде рукоделия. Безусловно, до этого момента, я, как и все чем-то увлекалась. Именно увлекалась, не более того. Немного шила, чуть-чуть вязала, конечно же вышивала крестиком, но ничего из вышеперечисленного меня не цепляло до того состояния, чтобы я хотела постоянно этим заниматься, чтобы не могла пропустить и дня не взяв иголку и ленточку и не вышить пару цветков из букета.

Хочу сразу оговориться, что у меня нет никакого художественного образования, я далека от этого, поэтому в своем творчестве использую принты, по которым делаю вышивки.

Подскажите, пожалуйста, правда, что вы каждый день уделяете занятию хотя бы несколько минут?

Я как семейный и работающий человек большее количество времени занята на работе и семейными делами, но каждый день выкраиваю хотя бы часок для своего любимого занятия. Стараюсь делать это поздно вечером, когда тебя никто не отвлекает. И еще очень важный момент, я всегда сажусь за вышивку только в хорошем настроении. Ну а как по-другому? Цветок должен рождаться в спокойствии, гармонии души и художественного порыва.

Как ваша семья относится к вашему творчеству? Помогают по мере возможности?

Мои родные и близкие поддерживают меня во всех моих начинаниях. Им пришлось по душе мое увлечение. Порой освобождают меня от домашней работы, давая возможность потрудиться над вышивкой лишний часок. Я им за это очень благодарна. Конечно, моя семья является и первыми зрителями и первыми критиками готовой картины. К их мнению я всегда прислушиваюсь, и порой что-то приходится переделывать, пытаясь добиться реалистичности.

Ваши работы просто восхитительны, Наталья, а сколько нужно времени, чтобы создать такую картину? Это кропотливый труд?

Наира, спасибо за такие теплые слова в адрес моих работ. Я стараюсь придать картинам наибольшую реалистичность. Порой приходится переделывать по нескольку раз тот или иной цветок. На это уходит много времени. Процесс вышивки кропотлив, особенно если вышивать большие букеты, и занимает он от 7 дней до месяца работы, все зависит от сложности сюжета. А мне порой нравится вышивать букеты цветов, где сочетается множество разных растений по форме и цветовой гамме. Все картины я вышиваю белыми лентами. В процессе работы окрашиваю их вручную, используя специальные краски для шелка и акварельные карандаши.

Скажите, пожалуйста, а как ухаживать за такой картиной? Протирать влажной тряпочкой?

Уход достаточно прост. Все работы убраны под стекло, поэтому достаточно вытирать пыль с багета и протирать стекло спреем для стеклянной поверхности. Как и живописные картины, мои работы также не любят прямого солнечного света.

Проводите ли вы мастер-классы, видео уроки и если да, то где их можно посмотреть?

К большому сожалению, организовать или отснять мастер-класс на видео не представляется возможным по причине катастрофической нехватки времени.

Основная работа, семья, новые проекты и конечно вышивка по индивидуальным заказам клиентов отнимает основную часть свободного времени. Если задумываться о мастер-классах то к этому надо подходить серьезно, разработать концепцию, подготовить материал и расходные составляющие (ленты, наборы игл, основы для вышивки и т.д.), для его проведения и многое другое. На это все необходимо много времени, которого, у меня пока нет.

Но я задумываюсь о мастер-классах и может быть, в недалеком будущем смогу позволить себе организовать его, тем более что я постоянно получаю просьбы от почитателей объемной вышивки о проведении такого мероприятия.

Как вы думаете, с какого возраста можно начинать заниматься этим видом искусства, будет ли тяжело маленьким деткам?

Это важно:  КВАДРАТНЫЕ МОТИВЫ КРЮЧКОМ

Учитывая, что в этом виде рукоделия приходится работать с иголками и острыми ножницами то, по моему мнению, заинтересовывать детишек к ленточной технике стоит, как только ребенок сможет аккуратно и безопасно пользоваться колюще-режущими предметами.

Какими материалами вы пользуетесь при создании ваших шедевров? Это специальные ленты, иголки? Где находите само изображение?

До шедевров еще далеко, но я к этому стремлюсь. Каждый художник старается достичь совершенства, я не исключение.

Основной набор инструментов и материалов которые я использую в вышивке это конечно иголка, вернее набор специальных игл, а также шелковая лента различных размеров (от 2 мм до 5 см, применение того или иного размера зависит от того какой цветок я планирую вышивать). Но не все так просто. Этот вид рукоделия стремительно развивается. Вышивальщицы для большей реалистичности используют в своих работах все больше новых материалов. Например, чтобы придать объем вазе, в которой стоят цветы, используют специальные гели и объемные пасты. Мы позаимствовали этот материал у декупажниц, которые применяют их в своем творчестве. Также в работах можно встретить нитки для вязания разных фактур, рафию, бусины которые используют для создания, например ягод, бисер и многое другое. Как говориться: « Голь на выдумку хитра». Все зависит только от Вашей фантазии.

Сюжеты для своих работ нахожу в Интернете. Основой вышивки служат работы художников, рисующих цветы, букеты, природу. Приступая к вышивке, я должна рассчитать свои творческие возможности. Продумываю, как буду вышивать тот или иной цветок, какие швы и технику смогу применить.

Наталья, на ваших картинах в основном цветы, а животных, портреты, предметы, можно ли вышивать лентами?

Лента универсальный материал с ней легко и приятно работать. Ее возможно использовать для вышивки различных сюжетов. Но вся красота ленты раскрывается при вышивке цветов. Шелк также нежен, как и лепестки растений.

Сколько картин на данный момент, украшают стены вашего дома?

К сожалению, большим количеством своих собственных работ у себя дома я похвастаться не могу.

Большинство картин заняли достойные места в домах моих клиентов, а также друзей и родственников.

Вышивка шелковыми лентами. Картины купить.

Фотографии моих вышивок вы можете найти на сайте Ярмарки мастеров . Это основная площадка, на которой я продаю готовые картины. Помимо виртуальной площадки я принимаю участие в выставках-продажах в Москве. На этих выставках можно увидеть мои работы как говориться «в живую». Существует большая разница в ощущениях, когда смотришь на работу на фотографии или в реальной жизни.

Какие чувства и эмоции доставляет вам любимое дело?

Я человек достаточно эмоциональный. После рабочего дня порой чувствуешь себя немного возбужденной. Но как только я сажусь за вышивку, все меняется.

Это творчество расслабляет, успокаивает, полностью захватывает внимание, и ты погружаешься в самый прекрасный мир цветов и природы. Т.е. полный релакс.

Есть ли какие-то популярные, специализированные ресурсы для тех, кто вышивает лентами?

В интернет пространстве есть несколько форумов и площадок, на которых общаются и делятся своим опытом ленточницы. Но, к большому сожалению, жизнь на форумах отнимает много времени. Я с большим удовольствием отдам свободную минутку своему любимому делу.

Даже после завершения вышивки, работа над картиной не останавливается. Для полного окончания картину надо «одеть». А это значит художественно оформить в багет (т.е. подбор багета, паспарту, стекла). После выхода картины из багетной мастерской, ты устраиваешь для нее фотосессию. Затем, занимаешься обработкой фотографий, чтобы разместить их на просторах интернета.

Вышивка шелковыми лентами веточки вишни

Существуют ли в мире известные, заслуженные гуру по вышиванию лентами? Есть ли номинации для мастеров?

Да конечно, как и в других видах рукоделия у этого вида творчества есть свои гуру.

Одна из них Ди ван Никерк, знаменитая вышивальщица из Южной Африки. Да, не удивляйтесь. Объемная вышивка очень популярна в этом континенте. Есть в этой стране вышивальщицы, удостоенные даже государственных премий за свое творчество.

Моей первой книгой, по которой я училась делать свои шаги в том виде творчества была энциклопедия объемной вышивки именно Ди ван Никерк.

Эта потрясающая женщина, которая свое увлечение распространила практически по всему миру. Она выпустила не менее десятка книг по ленточному искусству. Ее работы и техника просто завораживают.

Каждый год Ди (так ее называют рукодельницы) проводит международные конкурсы по объемной вышивке. И что самое приятное, именно наши вышивальщицы последние 2 года забирают гран-при этого соревнования.

Откуда к нам пришло это искусство, где его истоки?

Ручная вышивка: Вышивка шелковыми лентами / Hand embroidery: silk ribbon Embroidery

Вышивка шелковыми лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в античные времена, когда зародилось искусство производить шелк в Древнем Китае.

Свое развитие и популярность объемная вышивка стала набирать во Франции во времени короля Людовика XV.

Сначала знатные дамы украшали ленточками свои роскошные платья. Вслед за платьями лентами начали украшать и белье, которое становилось все более роскошным и изящным. Создавались специальные ателье, носившие название «Поставщики королевского двора», в которых с помощью простой иглы и шелковых лент создавались настоящие шедевры искусства. В наши дни их можно увидеть в музеях всего мира.

Из Франции искусство вышивания шелковыми лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Расцвет вышивки шелковыми лентами пришелся на 70-е годы XIX века. В частности, ими украшали юбки, рукава, манжеты и воротники платьев, шляпки, шали, перчатки и муфты. Красовалась объемная ленточная вышивка не только на предметах дамского туалета, но также и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах и всевозможных предметах обихода.

К большому сожалению, интерес к этому виду рукоделия снизился к середине XX столетия. Но благодаря таким людям как Ди ван Никерк, Хелен Эриксон, Элен Дафтер, Энн Кокс этот вид искусства не только жив, но и набирает обороты. Все больше и больше женщин из России отдают свои сердца, время и любовь такому замечательному виду творчества, как объемная вышивка лентами.

Что вы можете посоветовать тем, кто еще не нашел себе занятия по душе?

Если Вы еще не знаете чем заняться, не выбрали тот вид творчества, который будет Вам интересен и увлекателен то вот мой совет: откройте интернет или посетите творческие студии вашего города, где специалисты проводят мастер-классы по рукоделию. Выбирайте тот вид творчества, который Вам доставляет радость, от которого Вы получаете удовольствие, в процессе которого Вы отдыхаете и можете отвлечься от повседневных проблем.

Спасибо огромное Наире и Наталье за такой разговор. Работы удивительные. Столько в них души, настроения, так все тонко.

ТЮЛЬПАН — ОТКРЫТЫЙ ЦВЕТОК — ШКОЛА ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ Татьяны Шелиповой

О работе над нашим новым выпуском журнала «Ароматы счастья».

Хочу все напомнить, что в самом разгаре работа над нашим летним выпуском журнала. Присылайте свои работы. Желательно не затягивайте с ними. В анонсе я написала, что статьи принимаю до 15 июня. Если есть возможность, присылайте все до 10 июня. Просто у меня немного изменились планы с отдыхом. Мы с мужем улетаем отдыхать 21 июня. Хотелось бы полностью оформить и выпустить журнал до этого времени. Попрошу проникнуться таким моментом. Все тонкости оформления вашей статьи вы найдете здесь.

Мой душевный подарок на сегодня удивительная тема Альфред Шнитке Объяснение в любви (из к/ф Сказка странствий, 1983). Слушаешь все, и сердце замирает. Гениально…

Желаю всем такой же трогательности и нежности, радости, ищите для себя то, что вашей душе близко и дорого.

Подпишитесь на рассылку новостей, чтобы первыми узнавать о наших акциях, новинках и приятных сюрпризах!

Предлагаем Вашему вниманию бесплатные схемы для выши вки лентами , уроки для начинающих вышивать лентами от ТМ «Совушка». Все дизайны на этой страничке разработаны Татьяной Поповой, © 2022-2022. Не для продажи!

Начинающим вышивать лентой рекомендуется (для обучения и вдохновения):

а) Книга Татьяны Поповой «Времена года в вышивке лентой» — современные тенденции в вышивке лентой в виде простых пошаговых уроков. Книга понравилась британскому издательству SEARCH PRESS : с автором заключен контракт! ПОДРОБНОСТИ — ПО ССЫЛКЕ.

б) Книга Татьяны Поповой «Шелковая лента и вышивка» — замечательная азбука, отлично подходит для новичков, пригодится для освоения всего многообразия швов вышивки лентой. Книга содержит 16 дизайнов для вышивки лентой.

3) Наборы для вышивки лентами ТМ «Совушка» содержат очень понятные, подробные инструкции — настоящая заочная школа рукоделия!

4) Как экономить, вышивая лентами? Полезные советы — вот здесь 🙂

5) Конкурс по вышивке лентами: полюбуйтесь работами финалистов конкурсов «Лента на счастье!», организованных ТМ «Совушка».

А еще приглашаем принять участие в следующем конкурсе по вышивке лентами «Лента на счастье!» Подробности — по ссылке. Наборы для вышивания лентой ТМ «Совушка» для участия в конкурсе можно выбрать вот здесь.

6) Чтобы узнать больше о технике вышивки лентами, заглядывайте также в Блог Татьяны Поповой .

Там можно получить советы по вышивке лентой для начинающих, и узнать о том, как

О вышивке лентой проектов-крошек: сувениры с цветочными сердечками

и еще много-много интересного 🙂

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

— игла Синель для шелковой ленты,

— иглы для вышивки нитью,

— х/б или льняная ткань,

— нитки мулине и/или шелковые, нить «Ирис»,

— бисер и бусины (по желанию).

Способы переноса рисунка на ткань:

— самый простой — стол с подсветкой. На стеклянную поверхность стола кладем распечатанную на бумаге схему, накрываем проутюженной тканью. Благодаря источнику света, расположенному под стеклянной поверхностью стола, линии схемы заметны сквозь ткань. Мягким простым карандашом или специальным маркером для ткани (линии которого исчезают от смачивания ткани водой) переносим схему на ткань. Совет: не следует чрезмерно усердствовать, работайте «с ленцой». У цветка можно нарисовать только точку в серединке, у листа — только черточку на месте центральной жилки. Там, где расположена гроздь однотипных цветов из французских узелков можно обозначить как-бы облачко, показывающее всю эту область, либо точки на месте каждого узелка (миллион кружочков рисовать не стоит! Они приводятся на схемах для удобства чтения рисунка).

Еще один совет: в качестве стола с подсветкой отлично работает. оконное стекло в погожий солнечный день. Воспользуйтесь малярной лентой для фиксации схемы на стекле. Бумагу со схемой лучше предварительно сколоть булавками с тканью!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛЕНТЫ

ШВЫ ДЛЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТОЙ

В приведенных ниже дизайнах использовано десять швов для вышивания лентами:

— ленточный шов (центральный),

— боковой ленточный шов (смещенный: правый, или левый)

— перекрученный прямой стежок,

— шов «ленивая маргаритка»,

— шов «французские узелки»,

При цитировании материала активная ссылка на источник обязательна.

Центральный ленточный шов (он же — японский ленточный шов)

Правый (левый) ленточный шов (он же — боковой)

«Вышивка шелковыми лентами »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ г. Нальчика

Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

«Вышивка шелковыми лентами »

, замдиректора по НМР

1. Обоснование проблемы 3

2. История вышивки 4

3. Композиционное построение узоров 10

4. Цветовая композиция вышивки 13

5. Характеристика применяемых материалов 15

6. Технология выполнения швов и элементов ленточных узоров 17

7. Экономический расчет 21

Швейцарские открытки с цветами из моей коллекции и несколько вышивок шелковыми лентами

8. Заключение 22

9. Библиографический список 23

10. Приложение 24

Идея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать коллекцию творческих работ по технологии вышивания шелковыми лентами – вида творчества, который в настоящее время еще не получил широкого применения. Используя на практике приемы вышивания лентами, можно самостоятельно создавать оригинальные работы, разрабатывать свои композиции, придумывать необычные фактуры, используя новые цветовые решения. Это придаст изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт увенчается успехом.

Актуальность проблемы в проекте состоит в том что, освоив эту технику, можно украшать швейные трикотажные изделия, создавать предметы интерьера, домашний текстиль.

Преимущество такого рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами. Особенность и простота заключается в том, что ленточные стежки объемны и нет необходимости изображать светотени множеством разнооттеночных нитей. Необычная выпуклость ленточной вышивки преображает рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще. Диапазон возможностей ленточного рукоделия огромен и разнообразен: от миниатюр до вышивок больших размеров, объемных, двойных и т. п.

Надеюсь, что данный проект позволит по – новому взглянуть на декоративно — прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Вышивание — старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к 9-12 вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в 14-17 вв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивание стало распространяться повсеместно. С 17-20 веков оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Как вышить ландыши атласной лентой How to embroider lilies of the valley with a satin ribbon

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе при­данное. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей приро­ды, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узо­ров и композиции.

Возникнув в далеком прошлом, искусство вышивки на протяжении многих столетий применяется для крашения одежды и жилища. К сожалению, ткани и нити подвергаются повреждению микроорганизмами и на протяжении веков очень трудно сохранить вышитые изделия в первозданном виде. Многие старинные шедевры вышивального искусства безвозвратно утеряны. В связи с этим исторический прогресс вышивания можно проследить только благодаря литературным источникам, старинным картинам и их репродукциям.

Самые первые элементы вышивания возникли в эпоху первобытной культуры, когда при помощи каменного шила и костяной иглы сшивались шкуры животных. Замена древнейших инструментов металлическими иглами, а позднее и швейными машинами, способствовала разработке новых технологий декоративно шитья.

Для вышивки в древности использовали жилы животных, волос, а в более поздние времена — льняную пряжу, шерстяную, шелковую, конопляную, хлопковую, а также перламутровые ракушки, жемчуг, драгоценные камни, монеты, блестки, бусинки и бисер.

Древнейшие вышивки, сохранившиеся до наших дней, были выполнены в IV— V вв. до н. э. в Древнем Китае. Это было декоративное шитье шелком, волосом, золотыми и серебряными нитями на шелковом материале. Вышитыми узорами украшали одежду, ковры, картины. В орнаментах часто встречались изображения цветущих растений и птиц. Растительные мотивы, фигуры животных и жанровые сцены свойственны старинным вышивкам Древней Индии, Ирана и Японии. О развитии вышивания в Древней Греции и Древнем Риме свидетельствуют мифы о вышивальщице Арахне. Гречанки и римлянки использовали разнообразные ленты для украшения одежды и причесок, декорировали ими гобелены.

В Древнем Египте этот вид творчества тоже был распространен, что доказывает вышитая одежда фараонов. У египетских мастеров вышивание заимствовали ассирияне и евреи.

В средневековый период красотой золотого и шелкового шитья славилась Византия. Мастерство вышивальщиц этой страны, разработавших оригинальные орнаменты и способы вышивания, способствовало развитию этого рукоделия во многих европейских странах.

В XIII в. в Англии была популярна роскошная вышивка серебром, золотом и шелком с изображением переплетающихся растительных узоров.

С началом XIV в. в Германии, Франции, Дании ин других странах вышивка стала часто использоваться для отделки народного костюма. Популярными были белая и цветная гладь, изображающие растительные и геометрические орнаменты. Последний вид рисунков часто вышивался золотом, цветной шерстяной и льняной пряжей в скандинавских странах.

Широкое применение лент для украшения одежды и интерьера наблюдается в XIV в. В этот период лентоткачеством славились лионские ткачи. В XV-XVI вв. прогресс текстильного производства в Европе позволил обеспечить многочисленных желающих качественными шелковыми лентами.

В XVII в. европейский костюм в стиле барокко отличался пышностью и огромным количеством вышитых украшений. Эпоха рококо следующего века носила черты хрупкости и утонченности. Мода тех времен диктовала применение множества декорирующих элементов в одеж­де. Платья украшали ленточными рюшами, бантами, цветами. В этот период популярной становится вы­шивка лентами. Вспыхнув своим блеском и разнооб­разием в середине XIX в., этот вид ленточного творче­ства в последующие периоды становится менее попу­лярным.

История вышивки нашей страны отличается особым фольклорным колоритом. Тесно сплетаясь с модными европейскими и восточными тенденциями, этот вид твор­чества, прогрессивно развиваясь, сохраняет свою самобытность, многообразие и традиционные направления.

Декоративное шитье в России имеет древнейшие корни. При раскопках алтайских курганов были найдены хорошо сохранившиеся вышитые изделия, относящие­ся к IV—III вв. до н. э. В скифских захоронениях на территории Северного Кавказа обнаружены остатки вышитой шерстяными и металлическими нитями одеж­ды, изготовленной на 2 века раньше.

Искусство вышивки развивалось и совершенствова­лось многими поколениями искусных творцов. Фанта­зия, талант, оригинальность, опыт мастеров воплоти­лись в украшениях вышивкой одежды и предметов ин­терьера.

Мастерству декоративного шитья необходимо было обучать молодых вышивальщиц, для чего в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной — Янкой была создана первая выши­вальная школа, в которой желающих обучали искусству вышивки металлическими и шелковыми нитями.

Умелыми руками мастериц создавались расшитые золотыми и серебряными нитями (канителью и бить­ем) декоративные культовые убранства и выполнялись красивейшие орнаменты на одежде зажиточных людей.

Крестьянский костюм отделывался недорогими хлоп­ковыми, льняными и шерстяными отбеленными или цветными пряжами и лентами.

Народная вышивка отличалась оригинальностью и разнообразием технологий шитья и самобытностью. В различных регионах России в соответствии с наци­ональными обычаями, особенностями быта народа, местными и природными условиями сформировались традиционные орнаменты, отрабатывались оптималь­ные технологические способы вышивания.

В русской вышивке часто использовались геометри­ческие и растительные орнаменты, расположенные в форме полос по краям одежды. Символистические мо­тивы, изображавшие птиц, деревья, животных, применялись для украшения скатертей, занавесей, подзо­ров, рушников и считались оберегами. Среди тради­ционных русских вышивок широко известны: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь, вологодский шов по письму и многие другие.

О декоративном применении лент свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, репродукции, литературные произведения и песни. В связи с пропагандой моды в журналах и в резуль­тате творческого общения мастеров вышивки на много­численных выставках и конкурсах, а также на основе сближения образа жизни городского и сельского населения, постепенно различия в декоративно-приклад­ном творчестве сокращались, что иногда приводило к утрате ценных художественных наработок и опыта.

В 30-е г. 20 века модным было использование народных эле­ментов в городском костюме. Вышивальные мастерские создавали изделия, расшитые разнообразными узорами, но они стоили дорого. Большим спросом у населения пользовались модели с небольшим количеством отделки. Такая одежда выглядела оригинально и выгод­но отличалась от изделий фабричного производства. Но внедрение нового вышивального оборудования при­вело к тому, что к концу 30-х г. многие артели резко сократили выпуск изделий с ручной вышивкой. Слож­нейшие узоры были заменены простыми рисунками, выполняемыми машинным способом.

Большую роль в сохранении традиций русского вы­шивального мастерства сыграли художники-моделье­ры и искусствоведы, которые по крупинкам собирали информацию о художественных промыслах, изучали опыт мастеров, определяли эстетические и технологи­ческие особенности этого вида творчества в различных регионах.

Вышивальные центры были созданы почти во всея областях страны. Вышивки этих центров имели свои особенности и художественные отличия. Мастера строчевышивальных промыслов оформляли вышивкой одежду, декоративные занавеси, скатерти, салфетки и дру­гие украшения интерьера.

Вышивальщики различных республик, используя богатое наследие вышивального творчества, вместе с употреблением элементов народной вышивки включа­ют новые орнаментальные детали: звезду, серп и мо­лот, самолеты, гербы, пшеницу. Часто в декоративных изделиях встречаются темы труда, праздников, исторические события, темы русских сказок и фольклора.

50-е г. характеризуются массовым увлечением ручной вышивкой. В продаже появились наборы ниток и отпечатанные рисунки для рукоделия. В домашних ус­ловиях мастерицы создавали настоящие произведения искусства. Вышитые наряды отличались оригинально­стью и неповторимостью. Почти в каждом доме можно было заметить расшитые подушки, салфетки, занаве­си, панно, скатерти.

Постепенно интерес к вышивке ослабевает, но фоль­клорный стиль остается модным. Вышивка была умест­на даже на джинсовых моделях хиппи в 70-е г. Отделка лентами в этот период встречается редко. Популярным был жакет «шанель», края которого обрабатывались ат­ласной лентой.

В конце прошлого столетия в производство внедря­ется компьютерное вышивальное оборудование. В про­даже появляется большое количество изделий с машинной вышивкой растительного орнамента. Часто шелковыми однотонными узорами отделывают женскую одежду. Однако в большинстве моделей народный ко­лорит просматривается очень редко.

В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием со­временных отделочных материалов, придает особый шарм современному костюму, подчеркивает индивидуальность.

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЗОРОВ

Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину.

При разработке вышивки возникает множество замыслов. В воображении теснятся разнообразные образы, и соединить их необходимо в соответствии с эстетичностью и определенной закономерностью. В этом случае надо воспользоваться правилами композиции, которые помогут правильно составить декоративное изображение, соединить элементы узоров и усилить его зрительное впечатление.

Композиция (составление, связывание) — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Композиция — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Все, что относится к построению декоративного изделия как законченного целого, относится к понятию композиции.

В отличие от реалистического изображения, в декоративных композициях часто применяются условные обозначения.

Веками совершенствовались традиционное размещение и соответствие элементов орнаментов, их соразмерность с конструкциями моделей, расположение узорных композиций, оптимально подчеркивающих достоинства фигур людей или декорируемых изделий. Вышитые узоры, размещаясь по всей поверхности модели или какой-то его части (краях, углах, середине), не только придавали эстетичность, но и акцентировали внимание на главном, оптимизируя формы и размеры предметов. Орнаментальные мотивы на изделиях могут располагаться в виде сгруппированных элементов в форме полос (широких, узких, вертикальных, горизонтальных, диагональных, хаотически размещенных) или концентрироваться по краям, создавая эффект волнистости.

Композиционное построение вышивки несколько отличается от композиции живописного рисунка, в его задачи входит общее решение плоскостного изображения, являющегося украшением и имеющего определен­ное применение. В связи с этим соразмерность и рас­положение частей орнамента, характер узора, цветовое решение зависят от вида модели и ее назначения. Композиция представляет собой единение, слияние декора, рисунка и цвета.

Выбрав мотив вышивки, необходимо определить местоположение композиционного центра. Им может быть большой яркий цветок — Все остальные элементы, меньшие по размеру и более светлых расцветок, помогут восприятию главного объекта.

Важен выбор композиционных схем построения, которые подобны геометрическим фигурам: треугольнику (пирамиде), квадрату, кругу, эллипсу (овалу), углу, прямоугольнику, ромбу.

Увеличенные размеры центральных элементов, осо­бенности шелковой фактуры и контрастный колорит окраски лент на переднем плане создают впечатление выпуклости.

вышивка шёлковыми лентами

Расположение составляющих деталей в предполагаемой сетке, делящей изображение на трети, очень часто применяется при разработке рисунка вышивки и соответствует правильной композиции. Этот способ называется «золотым сечением» или «правилом третей».

Замкнутость и открытость в вышиваемых композициях подчеркиваются направлениями частей элементов к центру изображения или от него.

Определение формы — важный этап композиционного построения.

Формат вышитых картин может быть разнообразным. Выбор вертикального (портретного) формата верен, если детали рисунка располагаются по вертикали. При растянутых по горизонтали элементах подходит горизонтальный (альбомный, пейзажный) формат. В декоративных композициях часто применяются круглые, овальные и квадратные формы.

Не менее важен размер будущей работы по отноше­нию к составляющим элементам. Изображаемых предметов не должно быть слишком много или мало в ограниченном пространстве.

Как вышить травки в вышивке лентами

Использование метода стилизации позволит упростить вышиваемые предметы, не утяжеляя композицию мелкими частями. В этом случае важно не утратить присущих элементу красоты и изящества, сохранить его характерные особенности.

При выборе фона вышивки и расположенных рядом элементов необходимо учитывать контраст. Темные детали зрительно сильнее воспринимаются на светлом фоне и, наоборот, светлые — на темном.

Последовательное повторение изображаемых элементов, называемое ритмом, часто применяется в вышивках в виде чередования цветов, листьев, растительных и геометрических узоров и т. п. Построение многих орнаментов основано на ритмическом чередовании деталей. Ритмичность может придать изображению динамичность, так как от поочередного перевода взгляда от элемента к элементу появляется ощущение движения.

Наличие диагональных направлений в расположении листвы, цветов, ветвей создает впечатление наклона и движения вышиваемых растений, будто от ветра, что обеспечивает динамичность изображения.

В композиционном составлении вышивок часто используется симметрия, т. е. такое закономерное расположение элементов, при котором одна половина изображения является зеркальным отражением другой. Асимметричным композициям характерно преобладание количества деталей в одной половине вышивки. Симметричные композиции с уравновешенными частями статичны, а динамичность свойственна асимметричному построению.

Разработку композиции следует начинать с графического рисунки или схемы узоров. Затем, выбрав цветовой и фактурный фон для вышивки, соответственно задуманному рисунку разложить на основе кусочки разноцветных лент и, перемещая элементы изображения, добиться удачного композиционного и колористического, решения декоративной работы.

Цветовая композиция вышивки

Цветовая композиция создает колористическое единство. Цвет — это основное выразительное средство вышивки. Он выполняет главную роль, в создании декоративного изделия.

В декоративно-прикладном искусстве цвет является художественной структурой, воздействующей на восприятие зрителя и вызывающей разнообразные ас­социации. При помощи цвета в вышитых изделиях образуется целостная система — колорит. Цветовое сочетание и составление единства организует коло­ристическое решение. Цвет усиливает эмоциональ­ность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности вышивания.

Как вышивать пион мастер-класс | Вышивка лентами Милины Журавлевой

Использование цвета для украшения изделий характеризуется спецификой, связанной с особенностями применяемых материалов. В вышивке цветовая гармония создается сочетанием разноцветных ниток, лент, расположенных на соответствующем тканом фоне.

Необходимо развивать чувство цвета и его оттенков, что позволит создавать красивейшие изделия. Знание основ теории цвета способствует оптимальному составлению колористической гармонии в вышиваемых моделях.

Человеческий глаз способен отличать до 200 цветовых оттенков. Световые волны различной длины, попадая в глаз способствуют восприятию различных цветов. Более длинные полны дают ощущения красных и желтых цветов, короткие синих и фиолетовых. Самая совершенная оптическая система — человеческий |глаз воспринимает цветные предметы не отдельно, а во взаимосвязи с цветом окружающих деталей.

Цветовой тон — это уровень цветности, способность цвета отличаться от других спектральных цветов.

В вышивке желательно применять не только чистые цвета спектра, но и промежуточные их оттенки. Такие соединения эффектнее воспринимаются и выглядят мягко и успокаивающе.

Насыщенность — степень концентрации красителя, интенсивность цвета. Это свойство иногда намного важнее для создания необходимого эффекта, чем непосредственно цвет. Светлые оттенки зрительно легко отделяются от темных, но должна присутствовать группа средних тонов, визуальное восприятие которых зависит от влияния окраски ближайших деталей и фона основной ткани вышивки. Если необходим резкий переход тонов, то следует противопоставлять нитки и ленты с контрастной насыщенностью цвета, а если постепенный переход, то интенсивность должна плавно перемещаться от темных оттенков к более светлым.

Светлота (сила света) характеризуется присутствием в цвете черного или белого пигментов. Монохромным является использование одного цвета различных оттенков. При этом цветовой колорит создается переходом светлых тонов к более темным: Это свойство используется для изображения объемности деталей вышивки. Комбинирование контрастных монохромных соединений способствует восприятию яркости и богатства красок. Белый по соседству с темным или ярким цветом акцентирует его. Сочетание черного и ярких цветов создает эффект свечения цветного на темном фоне.

Задумывая цветовую композицию вышивки, необходимо приобрести нитки и ленты различных цветов и оттенков. Использование разнооттеночности придаст орнаменту особый колорит.

Для усиления эффекта светотеней в узорах из лент можно использовать краски для росписи тканей и ими окрашивать определенные детали орнаментов. При выборе цветовой гаммы в декоративном изделий необходимо учитывать не только соотношение цветов различных деталей орнамента, но и фона основы, который всегда дополняет узор.

Крокусы из ленты. Вышивка лентами, мастер класс.

Характеристика применяемых материалов

Подбирать материалы следует в соответствии с видом изделия, технологией вышивания, определенной композицией и соответствующим узорным цветосочетанием. Для изготовления представленных моделей применялись материалы: ленты из искусственного шелка шириной 2, 4, 7 мм, ткань для основы вышивки, нитки швейные и вышивальные, хлопчатобумажные и шелковые, бисер, бусины. Основной материал для данного вида рукоделия — ленты. Этими блестящими разноцветными полосками изображаются лепестки цветов, листья, стебли и т. п.

Вышивальные ленты должны обладать прочностью, гладкостью, блеском, тонкостью (малой толщиной), мягкостью, средней плотностью, малой растяжимостью, незначительной усадочностью, средней эластичностью, гибкостью, устойчивостью к истиранию и изгибу, светостойкостью, стойкостью красителей. Ленты должны быть устойчивы к воздействию влаги и выдерживать соответствующие волокнистому составу температурные режимы при влажно-тепловой обработке. Ленты, проходя через проколы ткани, не должны сильно сминаться, потому что складки и заломы на них изменяют блеск.

Основные ткани должны быть прочными и иметь небольшую плотность. Сминаемость этих тканей нежелательна.

Вышивка лентами мажестик — БАТИК\majestik ribbon

Для вышивки применяются нитки мулине из тонкой льняной пряжи.

Бисер – это мелкие круглые или многогранные шарики из стекла со сквозными отверстиями для пришивания. Бисер пришивается армированными нитками № 33 Л, № 55 Л. Для вышивания лентами подходят только шенильные иглы с удлиненными ушками и острыми кончиками. Важно правильно подобрать иглу по ширине ленточки: ушко должно быть достаточно широким, чтобы лента свободно проходила через него.

Так же для работы необходимы пяльцы, на которые натягивают ткань.

Резать шелковые ленты следует маленькими ножницами с острыми кончиками. Для разметки рисунка на ткани нужны карандаш мягкий простой и линейка.

Технология выполнения швов и элементов ленточных узоров.

Шов «петля с прикрепом»

Шов «петля с прикрепом» является разновидностью тамбурных стежков и состоит из петель, расположенных соответственно узору. Получаются петли с прикрепом следующим образом: в тамбурную петлю у ее сгиба вводят (с изнаночной стороны на лицевую) иглу и выполняют короткий прикрепляющий стежок, проколом иглы (с лицевой стороны на изнаночную) за петлей. Подобным образом можно закрепить свободные петли двумя и тремя закрепками. Можно закрепить петли короткими или длинными стежками, или внутри больших петель сделать петли поменьше. Этот вид стежка самый популярный в вышивании лентами. Петля с прикрепом используется для изображения лепестков цветов, листьев, бутонов и т. д.

Шов «полупетля с прикрепом»

Секреты вышивания шелковыми лентами

Шов «полупетля с прикрепом» состоит из незамкнутых прикрепленных петель разной длины и ширины. Иглу с рабочей ниткой выводят на лицевую сторону ткани, формируют незамкнутую петлю, в середине которой делают прикрепляющий стежок. Подобными стежками можно выполнить узор «елочка».

Шов «длинный стежок» часто применяется в вышивании лентами. Выполняется он в следующей последовательности: выводят иглу на лицевую поверхность с закрепленной рабочей лентой и, следя за правильностью расположения ленты, на расстоянии выбранной длины стежка делают второй прокол и протягивают иглу с лентой на изнаночную сторону. Эффектно и реалистично смотрятся лепестки цветов, бутоны, изображенные длинными стежками. Этими стежками заполняют поверхности узоров. Разновидностью такого стежка является «длинный стежок с прикрепами», который выполняется в два этапа: сначала делается прямой длинный стежок, а затем несколькими короткими стежками в поперечном направлении делаются прикрепы. Эти стежки можно выполнять довольно длинными, так как прикрепляющие стежки обеспечивают плотное прилегание ленты на основной ткани. Если необходи­мо придать эффект объемности длинному стежку, то его плотно обвивают лентой, не захватывая ткань.

Шов «узелки» имеет следующую технологию выполнения: закрепленную рабочую нить выводят на лицевую сторону и этой ниткой два-три раза обвивают горизонтально расположен­ную иглу, затем, придерживая витки пальцами левой руки, иглой прокалывают материал около первого прокола и выводят иглу на изнаночную сторону. На лицевой поверхности ткани образуется узелок. Этот элемент используют для изображения сердцевины цветов, бутонов и т. п.

Шов «длинный стежок с завитком»

Шов «длинный стежок с завитком» используется только в вышивании лентами и в этом рукоделии он самый популярный. Завиток придает концу ленточного стежка остроконечный вид, что наилучшим образом подходит для изображения лепестков цветов, бутонов, листьев и в качестве сплошного заполнения поверхностей узоров и т. п. Выполняется он следующим способом: иглу с закрепленной лентой выводят на лицевую поверхность материала и, придерживая ленту лицевой стороной наверх пальцем левой руки, перегнув ленту наизнанку, в обратном направлении делают прокол иглой сверху вертикально на середине ленты соответственно определенной длине стежка. Этому шву можно придать объемность, если перед завитком ленты сделать виток стежка. Затягивать стежок следует медленно до появления углубления в точке прокола, но не допускать перетягивания завитка на изнаночную сторону.

Шов «стебельчатый» выглядит как ряд плотно прилегающих косых стежков. Стежки выполняются в направлении слева направо движением иглы под углом к себе и прокладыванием по лицевой стороне наклонных нитей. Выполнив первый стежок в направлении иглы от себя, иглу с ниткой, проведенную с изнаночной стороны в направлении на себя, выводят слева в середине предыдущего стежка. Прокол второго стежка выполняют выше первого стежка и для третьего стежка иглу выводят слева у середины второго стежка и т. д. На лицевой и изнаночной сторонах шов выглядит широкой сплошной линией и используется для вышивания стеблей, веток и т. п. Узор «елочку» можно изобразить двумя рядами стебельчатых швов с неплотно прилегающими стежками.

БОКОВОЙ ПИОН — ШКОЛА ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ Татьяны Шелиповой

Узор «сетка» выполняется диагональным или взаимно перпендикулярным переплетением лент. Ширина, длина лент и расстояние между ними зависят от выбранного орнамента. Переплетение лент используется для изображения корзин, каменной кладки, заполнения крупных узоров и покрытия фоновой основы вышивки. Этот узор выполняется в два приема: сначала делаются длинные параллельные вертикальные стежки, а затем они переплетаются.

Изготовление панно в технике вышивки шелковыми лентами

Это важно:  КАК СШИТЬ ЮБКУ КАРАНДАШ
вышивать лентами розы , о вышивке лентой пейзажей , об украшении сумок вышивкой лентами и еще много интересного 🙂
Белым по белому: об украшении свадебных платьев вышивкой лентами! О том, как изготовить замечательные новогодние подарки: открытки и елочные игрушки с СОВЯТАМИ!!